Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Полезные советы / 1964 год / Сравнение корпусов яхт «Звездного класса»
    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Сравнение яхты класса Л6 и «однотонника»
    Первенство мира среди яхт звездного класса
    Развитие конструкции яхт «Звездного класса»
    Судьба яхт «Звездного» класса
    Переоборудование швертбота класса «М» в туристическую яхту
    Тузик-рубка для яхты класса «R-5,5»
    Яхта «Янтарь» из крейсерской яхты класса «Дракон»
    Первенство мира на яхтах класса «Кадет» 1966 года
    Впечатления от новой яхты — швертбота класса «Т-3»
    Дубна — Череповец — Дубна на яхте класса «Дракон»
    Работа на трапеции на яхтах класса «Летучий Голландец»
    Четыре аварии яхты класса Л6 «Кама»
    Переоборудование яхты класса «R5,5» в крейсер для походов
    Первые впечатления от яхты «Сатурн» класса «однотонник»


    Сравнение корпусов яхт «Звездного класса»

    Год: 1964. Номер журнала «Катера и Яхты»: 3 (Все статьи)
              0


    Впервые гоночная яхта-монотип «Звездного класса» была построена в 1911 г., а в настоящее время этот класс яхт широко распространен во многих странах мира. В международной ассоциации ISCYRA 10 официально зарегистрировано около 5000 «звездников». Малые размеры яхты при относительно большой площади парусности, простота вооружения и конструкции корпуса обеспечили ей высокие спортивные качества при сравнительно низкой стоимости. С 1922 г. ежегодно разыгрывается первенство мира среди «звездников», а с 1932 г. гонки яхт этого класса включены в программу Олимпийских игр.

    Правила классификации постройки и обмера яхт «Звездного класса» предусматривают создание монотипных судов, однако имеющиеся допуски на ограничивающие яхту размеры приводят к тому, что строящиеся суда отличаются друг от друга как формой корпуса, фальшкиля (бульбкиля), рангоута и такелажа, так и взаимным их расположением.

    Основное различие в форме корпусов яхт «Звездного класса» заключается в изгибе килевой и скуловой линий. Правила, оговаривая высоту килевой и скуловой линий судна на теоретических шпангоутах от некоторой обмерной базы, разрешают отклонения от этих размеров в пределах 1 дюйма (±25,4 мм) на каждом лекале. Таким образом, если на первом и последнем лекалах, определяющих положение базы относительно корпуса, уменьшить или увеличить размеры высоты на 1 дюйм, а затем от этого нового положения базы допустить отклонения в высотах точек корпуса еще на 1 дюйм, то получим, что килевая линия построенного таким образом корпуса будет отличаться от «номинального» положения на 2 дюйма (±50,8 мм). Как показала практика соревнований, это различие создает заметную разницу качествах яхт, особенно на полных к ветру курсах. Другие размеры корпуса (ширина по палубе и скуле, высота борта и т. п.) имеют гораздо меньшие допустимые отклонения и потому их изменение практически мало сказывается на ходовых качествах яхты.

    Сравнение двух яхт различных обводов в натурных условиях — дело кропотливое, трудное и, в известной мере, субъективное. Трудности при этом заключаются в том, что на истинные ходовые качества корпуса яхты в тех или иных ветровых условиях «накладываются» качества парусов и способ их несения, физические возможности команды по открениванию, центровка яхты, тактическое «мышление» рулевого-яхтсмена, его опыт, знание метеорологии и гидрологии района соревнований и многое другое.


    Информация об изображенииРис. 1
    Рис. 1
     
    В связи с этим в опытовом бассейне Ленинградского кораблестроительного института были проведены сравнительные испытания двух моделей яхт «Звездного класса», форма корпуса первой модели соответствовала номинальным (согласно Правилам) обводам, а второй — наиболее популярной и наиболее распространенной сейчас форме яхты с разогнутой, согласно допускам, килевой линией.

    Модели были изготовлены из деревянных реек по номинальным обводам в масштабе 1 : 3. Вариант с разогнутой килевой линией был получен наплавкой на днище модели парафина; при этом поперечная профилировка днища сохранялась практически постоянной. На рис. 1 показан теоретический чертеж номинального обвода яхты «Звездного класса», а в табл. 1 приведены высоты килевой линии от базы для обоих вариантов рассмотренных яхт.

    Таблица 1
    Таблица 1

    Информация об изображенииРис. 2
    Рис. 2
     
    Сравнение корпусов яхт производилось при равном водоизмещении D = 810 кг (650 кг — вес собственно яхты и 160 кг — вес команды).

    Из табл. 2 видно, что яхта с распрямленной килевой линией имеет более острые обводы, но, как и следовало ожидать, несколько увеличенную смоченную поверхность.


    На рис. 2 представлена кривая буксировочного сопротивления яхты с номинальной формой обводов, полученная пересчетом результатов испытаний модели, а на рис. 3 — изменение коэффициента остаточного сопротивления в функции абсолютной скорости яхт. Из него видно, что корпус номинальной формы имеет меньший коэффициент остаточного сопротивления до скорости хода 5 узл.; выше этой скорости более выгодной становится распрямленная форма обводов, причем при vs = 2,5 узла эта разница составляет ~25%, а при vs = 7 узл. — около 10%. Если при этом учесть примерно равную смоченную поверхность рассмотренных вариантов, то становится очевидным, что изменение ζост и определяет общее сопротивление яхты.

    Таблица 2
    Таблица 2

    Информация об изображенииРис. 3
    Рис. 3
     
    На рис. 4 показан относительный прирост скорости хода яхт с различными вариантами обводов по сравнению с номинальной яхтой водоизмещением D = 810 кг. Можно видеть, что при скорости хода около 5,5 узла, что соответствует:



    измемяется знак разности Δvs скоростей хода яхт с разогнутыми и номинальиыми обводами, а также становится равной нулю добавка скорости у яхт меньшего водоизмещения. Это может быть объяснено началом интенсивного волнообразования, при котором, с одной стороны, начинает сказываться преимущество острой формы корпуса, а с другой — уменьшение волнового сопротивления благодаря приросту ватерлинии компенсирует увеличение сопротивления за счет повышения водоизмещения судна, в результате чего сопротивления легкого и тяжелого судов уравниваются.


    Информация об изображенииРис. 4
    Рис. 4
     
    Для более полной оценки обеих яхт «Звездного класса» были рассчитаны диаграммы статической остойчивости корпусов с номинальными и распрямленными обводами. Сравнение этих диаграмм (рис. 5) показывает, что яхта с распрямленными обводами имеет несколько большую (—5%) начальную остойчивость; при θ≈20° оба судна имеют одинаковые плечи остойчивости; при большем крене остойчивость яхты с распрямленными обводами примерно на 2% меньше.

    Информация об изображенииРис. 5
    Рис. 5
     
    В заключение было проведено исследование влияния дифферента и положения бульбкиля по длине на ходовые качества рассматриваемых яхт при различных скоростях хода на полном курсе. Результаты его показывают благоприятное влияние дифферента на нос при малых и средних скоростях хода (относительная скорость Fr<0,4) и отсутствие влияния на скорость дифферента на корму. В обоих случаях изменение дифферента имитировалось перекладыванием балласта модели, соответствующего весу одного члена экипажа, в нос или корму из кокпита на реально допустимое плечо. При скоростях, превышающих Fr>0,4, влияния дифферента на скорость движения модели обнаружено не было (замер скорости производился с точностью 0,005—0,01 м/сек).

    В результате исследования влияния формы корпуса на ходовые качества яхты «Звездного класса» на полном курсе можно сделать следующие выводы.


    1. Различие обводов корпусов яхт «Звездного класса», разрешаемое допусками Правил классификации, постройки и обмера, позволяет создавать суда с различными ходовыми качествами.

    2. Суда с номинальной формой обводов при равном водоизмещении на малых скоростях (Fr<0,4) имеют преимущества перед судами с полностью разогнутой килевой линией. Последние, наоборот, оказываются предпочтительнее при скорости хода vs> 5,5 узла.

    3. Вес яхты оказывает большое влияние на скорость ее хода. Уменьшение веса яхты на 100 кг дает на малых скоростях хода тот же эффект, какой может быть получен за счет применения оптимальной из рассмотренных для этой скорости форм обводов. На больших скоростях преимущества легкой яхты еще более ощутимы.

    4. Остойчивость яхт «Звездного класса» различных обводов практически неизменна и зависит лишь от весовой их нагрузки и эффективности открени-вания.

    5. Дифферент на нос предпочтителен на малых и средних скоростях хода. При больших скоростях движения яхта нечувствительна к дифференту (по крайней мере — на полном курсе).

    6. Положение бульбкиля по длине яхты не влияет на ее скорость хода на полных курсах.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +3

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Устранение перебоев в системе охлаждения подвесного мотора Москва
    Встаем на водные лыжи
    О конструкции поворотно-откидной колонки на 120 л. с.
    Устранение одного недостатка мотора Москва
    Что читать о глиссерах с воздушными винтами?
    Какая мощность допустима?
    Шлюпочный якорь
    Какая лодка нужна путешественнику?
    Какая же лодка нужна путешественнику?
    Изготовление модели лопасти винта
    Зарядка акваланга от мотора Москва
    Конструкция эхолота для туристических судов
    Выбор места установки гребного винта
    Рулевое устройство для катеров с водометным движителем
    Развитие конструкции яхт «Звездного класса»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Сравнение корпусов яхт «Звездного класса»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Дальние спортивные плавания на яхтах
    Можно ли доверять магнитному компасу?
    Усовершенствование устройств на крейсерских яхтах
    Киль для гребной лодки
    Восстановление водоупорных свойств ткани
    Мази для полировки корпусов гребных спортивных судов
    О возможности отступлений от приводимых проектов
    Самодеятельный водно-моторный клуб
    Первый поход под Ветерком
    Практическое значение обмерных формул в яхтостроении
    Оценка крейсерско-гоночной яхты «Л-6»
    Крепление стеклопластикового корпуса водомета на деревянном катере
    Сварные утка и якорь
    Переоборудование шлюпки в туристское судно
    Проверка гребного винта


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 15 + 36 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории