Наших гостей можно было бы и не представлять — с каждым из них вы уже не раз встречались либо в открытом море, либо на туристской стоянке, либо на немыслимых порогах никому не известных рек. Будем поэтому предельно кратки:
Григорий Михайлович Новак — мастер спорта, капитан яхты «Сириус» (помните, «Поход и гонки» в №4, «Через Балтику под парусами» в №9 сборника);
Николай Степанович Яковчук — кандидат в мастера спорта, капитан и строитель катера «Ленинградец», чертежи которого были напечатаны в нашем сборнике еще в 1963 г.;
Юрий Михайлович Стадницкий — капитан «Казанки», председатель ленинградского клуба водного туризма, публикация о котором помещена в №14;
Борис Евгеньевич Синильщиков — капитан и строитель всем хорошо известного катера «Снарк» (№5 и №10 сборника);
Марк Соломонович Неймарк — командир самого маленького из представленных на встрече судов — байдарки (об одном из его походов по Карелии сообщалось в №10 сборника).
Наша встреча посвящена открытию навигации. Времени до выхода в плавание остается в обрез, поэтому мы просим капитанов прежде всего ответить на вопросы, касающиеся самого необходимого из того, что никак нельзя забывать перед отходом от берега.
Итак, вопрос первый: без чего вы не рискнули бы отправиться в поход?
Г. М. Новак: Компас, карта, секстан — без них «Сириус» не совершал ни одного плавания.
М. С. Неймарк: Без запаса резины, клея и лейкопластыря моя байдарка еще ни разу не выходила в поход.
Ю. М. Стадницкий: Без хорошего складного ножа. Это во-первых. Кроме того, комплект инструментов (запчастей) для «Москвы» — свечи, резиновые втулки, штифты, помпа. Очень нужна запасная рессора — из-за ее поломки мне как-то пришлось просидеть три дня на Финском заливе, пока товарищи не съездили за ней в Ленинград.
Н. С. Яковчук: Без запасного мотора. На моем «Ленинградце» постоянно работают две «Москвы», а третья лежит в рубке. В результате, хотя по инструкции разрешается держать мотор на полном газу не более 30 мин., я не сбрасываю обороты иногда в течение всего плавания. По той же причине считаю, что две 10-сильные «Москвы» лучше одного «Вихря» мощностью 18—20 л. с. Из запчастей нужно брать прежде всего те, которых нет в магазине: шестерни, рессору, магнето, маховик. В прошлом году, например, у меня вышли из строя магнето и торсионный вал. В магнето трется силумин по стали. В результате износа происходит перекос. Начинаешь подпиливать, ухудшается искра. В общем, у меня за время плавания на «Ленинградце» ломалось все. Случалось, что, отправляясь в поход с тремя моторами, я возвращался фактически с двумя: третий разбирался на запчасти.
Б. Е. Синильщиков: Нам на двигатель жаловаться не приходится. За семь лет эксплуатации наш «М-21», конечно, поизносился, но серьезных поломок не было ни разу. Так что из запасных частей беру обычно только бобину, конденсатор, клапаны и пружины, И кое-какой слесарный инструмент.
Г. М. Новак: Если зашел разговор о запасных частях, то хочу добавить, что и мы постоянно держим на яхте запас блоков, концов для шкотов и якоря, тросов для замены стоячего такелажа, запасной якорь, запасные грот и стаксель, куски парусины. А главный инструмент у нас парусная игла, пассатижи и свайка.
Следующий вопрос: какие спасательные принадлежности берете в дальние походы?
Г. М. Новак: Выбор у нас невелик. В продаже, кроме надувных жилетов — «пеликанок», ничего нет, да и те не всегда бывают. Но для Балтики, где по ночам и в июне температура падает до 4—5 градусов, не говоря уже о ветре и дождях, «пеликанки» далеко не лучшая одежда. Удобнее «капка» — куртка с вшитыми в нее полиэтиленовыми мешочками с капком. Она одновременно служит и телогрейкой. Но чтобы не оказаться за бортом «не по своей воле», особенно ночью или во время шторма, нужны страховочные пояса, которыми яхтсмены, находясь на палубе, пристегиваются к тому, что прочно укреплено на яхте.
М. С. Неймарк: Нас вполне устраивают надувные жилеты. Мы их не снимаем в течение всего похода.
Б. Е. Синильщиков: На «Снарке» есть и надувные жилеты, и наполненные пенопластом.
Ю. М. Стадницкий: Я тоже за надувные жилеты. Но кроме них, обязательно беру в поход надувной матрац.
Вопрос: минимальное содержание вашей походной аптечки.
М. С. Неймарк: Йод и бинты — это в первую очередь. Таблетки от головной боли. Берем бесалол — для желудка, — но его еще ни разу никто не принимал.
Б. Е. Синильщиков: Кроме йода и бинта, — лейкопластырь, стрептоцид, норсульфазол, термометр.
Ю. М. Стадницкий: Стерильные повязки и йод. Без этого никогда не выходим с тех пор, как из-за пустяковой царапины мне едва не ампутировали ногу. Главное, ни в коем случае не обмывать рану забортной водой, иначе обязательно начнется воспалительный процесс.
М. С. Неймарк: Всякие царапины, кстати, можно замазывать клеем БФ-2. Он на спирту, ранка дезинфицируется и быстро заживает.
Б. Е. Синильщиков: Все-таки в таких случаях лучше пользоваться лейкопластырем, особенно, если предварительно насыпать на ранку растолченный стрептоцид.
Вопрос: из чего состоит ваше обычное меню в походе?
М. С. Неймарк: На каждый день похода мы заготавливаем рационы: завтрак, обед и полдник. Рационы расфасованы по мешочкам так, чтобы на стоянке, а закусываем мы обычно на берегу, не тратить лишнего времени на приготовление пищи. Завтрак состоит из кофе или какао и каши. В полдник обычно ограничиваемся бутербродами с кофе. Обед, который готовится после того, как мы пристаем на ночлег, наиболее содержателен. Это обычно — суп, второе, компот. Иногда обедаем и на ходу — сдвигаем лодки вместе и готовим пищу на походной плитке. Большим и приятным дополнением к столу является рыба — на Вуоксе да и в других местах, где мне приходилось бывать, рыбаки наши, как правило, не приходили пустыми.
Б. Е. Синильщиков: Наш «Снарк» ходит обычно по рекам, где города или деревни встречаются часто. Поэтому запас продуктов можно всегда пополнить. В пути мы обычно покупаем хлеб, овощи. С собой берем крупу, макароны, сухие фрукты, консервы — всего килограммов 200. На завтрак готовятся каша и кофе. Обед — мы его готовим, как правило, на ходу — состоит из трех блюд. На ужин тоже делаем что-нибудь горячее.
Ю. М. Стадницкий: На «Казанку», конечно, 200 кг продуктов не возьмешь. В основном мы запасаемся консервами. Если приходится плавать в глухих местах, самое трудное — сохранить хлеб.
Б. Е. Синильщиков: Могу сообщить рецепт, хотя сам им еще и не пользовался. Положите хлеб в полиэтиленовый мешочек вместе с головкой чеснока и щепоткой риса. Рис сохраняет влагу, а чеснок отбивает запах.
Г. М. Новак: Могу порекомендовать более надежное и проверенное средство. Хлеб, прежде чем упаковывать в полиэтиленовый мешок, обмакните в спирт. Пшеничный хлеб грубого помола сохраняется тогда идеально до четырех месяцев, у батона корочка приобретает горьковатый вкус, но это, в общем, не так страшно. И еще один способ иметь в течение всего плавания мягкий хлеб к столу: запаситесь блинной мукой — из нее пекутся отличные оладьи.
Вопрос: из чего состоит одежда вашего экипажа?
Г. М. Новак: Специальной одежды для яхтсменов, как, впрочем, и для всех любителей дальних плаваний, к сожалению, не существует. Приходится брать из дома все, что есть теплого: шерстяные свитеры, меховые куртки или просто ватные стеганки. Хуже всего, что нет «непромоканцев» — любой плащ в море на дожде не выдерживает и часу — вода начинает сочиться сквозь швы, внутренняя сторона одежды становится влажной. На стоянках в Гдыне, Варнемюнде с завистью смотрели мы на яркие синтетические «непромоканцы», которые там есть у каждого яхтсмена.
М. С. Неймарк: Мы шьем себе одежду из палаточной ткани — куртку и брюки. На Севере нужны еще болотные сапоги.
Ю. М. Стадницкий: Только сапоги нужно брать на два номера больше, чтобы, упав за борт, их можно было быстро сбросить. И одевать болотные сапоги можно только у берега.
Б. Е. Синильщиков: Большим недостатком болотных сапог является то, что, раз намокнув, они уже не просыхают до конца плавания. Поэтому надевать их нужно, несколько раз обернув ногу бумагой, которая будет впитывать влагу. Я еще хочу добавить, что незаменимой вещью в плавании является зюйдвестка. Она закрывает от дождя лицо, не дает стекать каплям за ворот.
Вопрос: где вы предпочитаете проводить в походе ночь?
Ю. М. Стадницкий: В палатке или на лодке, но только не на ходу. Хорошо выспишься ночью — и целый день чувствуешь себя бодрым. Не говоря уже о том, что наскочить в темноте на топляк или камень ничего не стоит.
Н. С. Яковчук: В дальнем походе жалко терять время на ночные стоянки — хочется пройти побольше. А в воскресные прогулки времени и вообще нет: чтобы добраться к утренней рыбалке до хорошего места идти нужно ночью.
Ю. М. Стадницкий: Я все же никому не рекомендую ходить на «Казанке» ночью. 20 километров в час и топляк, стоящий вертикально, — это почти всегда пробитое днище.
Б. Е. Синильщиков: Ночью идем, только если нужно пересечь крупное водохранилище, — там и топляки встречаются реже. На вахте обычно стоят двое. Скорость снижаем до 10—12 километров.
Г. М. Новак: В морском плавании нет разницы между днем и ночью. Есть точка выхода и прихода. Расписание вахт у нас составляется на круглые сутки, только ночные вахты короче. В спокойной обстановке за рулем в любое время достаточно одного человека при условии, что еще один спит, не раздеваясь, чтобы при необходимости прийти на помощь рулевому.
Вопрос: как вы подходите к незнакомому берегу?
Ю. М. Стадницкий: Конечно, с открытыми глазами. Мне не страшна мель, но страшно заночевать на ней.
Н. С. Яковчук: Стараюсь по карте выбрать подходящую бухточку, а в канале — затон. Определяю направление ветра. Если дует с берега, становлюсь носом к волне на два якоря. Если берег совсем незнаком, в тихую погоду приближаюсь к нему «на ощупь»: два человека становятся по бортам и футштоками проверяют дно. На критической глубине — для меня это 40 сантиметров — выключаю моторы и продвигаюсь дальше, отталкиваясь все теми же футштоками. Если дно каменистое, останавливаюсь на глубине не меньше метра, иначе, стоит развестись волне, катер может удариться о камни. В Ладожском канале вытаскиваю корму на берег и расчаливаю ее двумя канатами. Волна от буксира разбивается о нос катера, а плоты обычно имеют осадку около метра и не подходят близко.
Ю. М. Стадницкий: Где у берега глубоко, плоты очень опасны!
Б. Е. Синильщиков: Подходя к берегу в районах водохранилищ, нужно учитывать возможное изменение уровня воды при спуске плотины. Я бы не советовал также приставать к открытому берегу, если от него до судового хода меньше 100 м. Был такой случай. Встали мы у берега, привязали швартовный конец за куст, с кормы бросили якорь. Потом все разбрелись за ягодами — хорошо я сам остался на катере. И вот прошел мимо пароход. Вода после него отхлынула от берега, и катер оказался на мели. Швартовы сорвало, якорь тоже не устоял. А в следующее мгновение волна подняла наш «Снарк» и понесла от берега.
Г. М. Новак: С нашей осадкой — 1,8 метра, — конечно, говорить о слепом подходе к незнакомому берегу не приходится. Прежде нужно изучить карту и лоцию. А при необходимости стравливаем якорь метра на три и идем, пока он не зацепит за грунт. При навальном ветре о швартовке у открытого берега нельзя и думать, нужно искать подходящую бухту.
Вопрос: чем бы вы хотели дополнить оборудование своего судна?
Ю. М. Стадницкий: Я десятый год плаваю с мотором «Москва» и, должен сказать, особых претензий к нему не имею. Хотелось бы дополнить его электрогенератором для подзарядки аккумулятора. А уж если говорить о более радикальной реконструкции, мечтаю заменить «Москву» водометом. Для мелководья, по которому мне приходится плавать, лучше ничего не придумать.
Н. С. Яковчук: Нет, я с подвесными моторами расставаться не собираюсь, но хотел бы заменить их более мощными. Надеюсь, что в скором времени на транце «Ленинградца» будет 30-сильный «Вихрь», о котором сообщалось в сборнике, а «Москву» буду возить с собой в качестве запасного мотора.
Г. М. Нова к: Радиопеленгатор, эхолот, радиотелефон и спасательный плот.
М. С. Неймарк: У нас пока еще нет настоящей туристской байдарки — их просто не выпускают — надежной, с достаточно толстой оболочкой, с фартуками, вкладными мешками. Вот о такой байдарке я и мечтаю.
И последний вопрос: какое плавание вы хотели бы совершить в ближайшем будущем?
Н. С. Яковчук: По Балтике до Риги. Маршрут может быть не очень сложный, но я по нему не ходил. Интересно будет познакомиться с местными рыбаками, осмотреть достопримечательности.
Ю. М. Стадницкий: Я готовлюсь к походу на Онежское озеро. Рядом плавал, а там не бывал.
Б. Е. Синильщиков: Экипаж «Снарка» мечтает о Белом море.
М. С. Неймарк: Дальний Восток.
Г. М. Новак: Выйти в океан.
Ну что ж, капитаны, желаем успеха в свершении задуманного. Счастливого плавания! До новых встреч!