В связи с ростом скоростей гоночных судов техническая комиссия Федерации водно-моторного спорта СССР приняла решение, что на каждом гоночном моторе должен быть обязательно установлен аварийный выключатель зажигания. Этот выключатель практически дублирует самосбрасывающую ручку газа и предназначен для быстрой остановки работающего двигателя, если гонщик, в результате аварии, вывалится из судна.
Во втором Ленинградском Морском клубе ДОСААФ был разработан трехконтактный выключатель, который может с одинаковым успехом применяться как на любом двухтактном подвесном моторе, так и на стационарных двигателях катеров и глиссеров. Выключатель работает на принципе общего замыкания трех контактных пружин, которые в исходном состоянии рассоединены эластичной изоляционной чекой, связанной с помощью капронового шнурка со спасательным жилетом гонщика. При случайном падении гонщика из судна чека высвобождается из выключателя и происходит замыкание цепи зажигания.
Два изолированных контакта выключателя подсоединяются к конденсаторам магнето, а третий контакт, находящийся на корпусе выключателя, соединяется с массой двигателя через трос управления газом или отдельным проводом. На рис. 1,а показана схема соединения выключателя с моторами «Москва», «Ветерок» и «Дельфин», а на рис. 1,б — с моторами «Вихрь», «Нептун», «Кениг» и другими, имеющими штатную кнопку или тумблер для остановки мотора. В стационарных двигателях данный выключатель может применяться как шунтирующее устройство прерывателя. Если удалить чеку, то аккумуляторная батарея окажется замкнутой через индукционную катушку на массу, н мотор заглохнет. Разряд аккумулятора через индукционную катушку не страшен, так как в цепи зажигания всегда стоит ограничительное сопротивление.
Конструкция выключателя показана на рис. 2 и 3. Станина выключателя (деталь 1) изготовляется из дюралюминиевого уголка 40x40x3, изоляционные втулки 2 для крепления контактов — из гетинакса или текстолита.
В качестве электрических контактов можно применить посеребренную фосфористую бронзу. Изоляционную чеку (деталь 6) лучше всего изготовить из эластичной фторопластовой ленты, изогнув ее вдвое и продев и петлю шнурок, как показано на рис. 2.
Достоинством данной конструкции является надежность работы контактов, которые всегда открыты и легко .могут быть проверены перед гонкой.
Применять радиотехнические закрытые тумблеры для аварийных выключателей рискованно, так как они не являются влагозащищенными и имеют закрытые контакты, недоступные для проверки.
Нами изготовлена серия описываемых выключателей, надежность действия которых доказана при испытаниях во время соревнований.