В 20 выпуске сборника конструктор Е. И. Фишбейн дает консультацию по форсировке мотора «Ветерок-8». Прошу осветить следующие вопросы. Каким образом довести фазу продувки до 118°, а фазу выхлопа — до 148—150°? Являются ли впускными окнами те, что закрываются клапанами? Где находится впускное окно в картере и на сколько его надо увеличить? Можно ли без форсировки двигателя, просто путем замены некоторых деталей или узлов переделать «Ветерок-8» на «Ветерок-12»?
Увеличение фаз продувки и выхлопа при форсировании двигателя производится распиловкой верхней части окон с помощью напильника и надфиля. Кроме расширения фаз, можно рекомендовать увеличить площадь продувочных и выхлопных окон за счет прямоугольной формы, как это показано на рисунке.
Топливная смесь из карбюратора проходит через окна в клапанной перегородке при открытии впускных клапанов и затем через другое окно попадает в картер. Для улучшения наполнения двигателя рекомендуется отполировать детали впускного тракта: внутреннюю поверхность патрубка, окна в перегородке, впускные клапаны и кромки окна в картере.
Переделать мотор «Ветерок-8» на «Ветерок-12» нельзя. «Ветерок-8» с рабочим объемом 175 см3 имеет диаметр цилиндра 50 мм, а «Ветерок-12» с рабочим объемом 250 см3 — 60 мм. Увеличение мощности на «Ветерке-12» получено не за счет форсировки двигателя, а путем увеличения рабочего объема.
Чем различаются рекомендации по форсировке моторов «Ветерок-8» и «Москва» выпуска 1967 г.?
Рекомендации по форсированию лодочных моторов «Ветерок» приемлемы и для моторов «Москва», так как двигатели этих моторов имеют одинаковую продувку и однотипную конструкцию.
Я установил на лодку два мотора «Ветерок». Через 5—6 часов работы лопнули впускные клапаны. Поставил самодельные клапанные пластины с большим количеством окон меньшего сечения (суммарное сечение осталось прежним), а сами клапаны сделал из бериллиевой слили, как у мотора «Москва». Теперь клапаны не лопались, но начали крошиться в нижней части, и моторы снова захандрили. Как ликвидировать этот недостаток?
В данном случае уменьшение срока службы впускных клапанов вызывается повышением числа оборотов коленчатого вала при совместной работе двух моторов, которое может отрицательно сказаться и на ресурсе кривошипно-шатунного механизма. Стандартный гребной винт «Ветерка-8» рассчитан на скорость лодки 28—30 км час, а «Ветерка-12» — на 32—35 км час. При установке двух моторов скорость лодки превысит указанные величины, что приведет к перенапряжению режима работы клапанов и выведет их из строя. В подобных случаях можно попытаться подобрать гребной винт с увеличенным шагом так, чтобы число оборотов вала существенно не повышалось.
Для улучшения работы клапанов на моторе «Ветерок-12» в 1970 г. разработана усиленная конструкция узла: перегородка из более стойкого материала и клапаны измененной формы толщиной 0,25 мм (вместо 0,2 мм).