Прерыватели в системах зажигания моторов «Москва», «Ветерок», «Стрела», «Зиф-5» не обеспечивают быстрого запуска и надежной работы двигателей на высоких оборотах. Их недостатками являются сложная кинематика, большая инерционность системы толкатель — прерыватель, слабая спиральная пружина, неудовлетворительная механическая и электрическая прочность контактов, расшатывание и заклинивание контактов и т. п.
Мы установили прерыватели современной конструкции с пластинчатой пружиной, используемые на многих отечественных автомобилях и мотоциклах и в агрегатных магнето М-27-Б, М-48 и др.
Для установки этих прерывателей в магнето МЛ-10 нужно сконструировать и изготовить несколько деталей.
Пластину прерывателей (рис. 1) вырежьте из латуни или стали толщиной 3 мм. Затем выточите (если нет фирменных) оси прерывателей 1 и приклепайте их к пластине. Вырежьте и припаяйте стойки 2 для крепления пружины прерывателя и проводов низкого напряжения.
Кулачок прерывателей (рис. 2) делается из стали 40Х с последующей закалкой и шлифовкой рабочей поверхности. При монтаже кулачок зафиксируйте в осевом направлении ступицей маховика, которая обрабатывается по размерам рис. 3 (показано пунктиром).
Для построения профиля кулачка проведите две взаимно перпендикулярные оси, из точки пересечения которых, как из центра, проведите окружность 1 радиусом 9 мм (рис. 4), диаметр которой равен внутреннему диаметру фирменного кулачка. На окружность положите фирменный кулачок так, чтобы начало и конец цилиндрической части 2 профиля кулачка находились под горизонтальной осью, а шпоночный паз располагался слева от вертикальной оси. Остро отточенным карандашом очертите профиль кулачка. Теперь радиусом 20 мм постройте профиль цилиндрической части 3 нового кулачка.
Для построения полного профиля кулачка из центра проведите ряд осей через 5° (для точности построения). На этих осях от кривой, очерчивающей профиль фирменного кулачка, последовательно отложите отрезки 7,5 мм и полученные засечки соедините при помощи лекала. Вы получите профиль нового кулачка.
Расположение шпоночного паза на. фирменном и на новом кулачке должно совпадать. При прорезке паза. следует учесть рекомендации, изложенные в статье Н. С. Яковчука «Улучшение системы зажигания мотора «Москва» (сборник №10, 1967 г.).
Пластина наковаленки прерывателя. На. рис. 5 пунктиром показана линия обрезки серийной пластины 1. Втулка 2 и шайба 3 для крепления пружины прерывателя и провода низкого напряжения к стойке пластины прерывателей вытачиваются из текстолита. Крепление осуществляется винтом М3 с гайкой.
Установка прерывателей. Удалив фирменные прерыватели, толкатели и кулачок, установите пластину прерывателей с помощью четырех винтов М6, которыми крепят сердечники трансформаторов. Под пластину подложите четыре шайбы высотой 2 мм. Теперь поставьте пластины наковаленок прерывателей. Отверстия с резьбой под винты крепления расположите таким образом, чтобы иметь возможность регулировать зазоры между контактами прерывателей в широких пределах. Установите молоточки прерывателей.
Пружина молоточка через текстолитовую втулку и шайбу крепится винтом с гайкой к стойке пластины. Сюда, же подводится провод от соответствующего конденсатора. Провод низкого напряжения от трансформатора крепится на конденсаторе.
Поставьте кулачок, отрегулируйте зазор между контактами прерывателя (0,4—0,55 мм), установите и закрепите маховик.
Мотор «Москва», оборудованный модернизированным магнето МЛ 10. эксплуатировался в течение трех лет на лодке «Казанка». Прерыватели очень четко работают во всем диапазоне оборотов, износ деталей ничтожен.
Прерыватели с кулачками большого диаметра можно видеть на моторах «Кениг», «Вихрь» и т. п.
Модернизированное магнето МЛ-10 может быть установлено на моторах типа «Москва», «Ветерок-8», «Ветерок-12», «Стрела» (с одним прерывателем).