Амортизаторы для якорного каната
Стоянка на якоре на открытом рейде при большой волне всегда неприятна. Особенно, если вместо цепи используется трос, не имеющий амортизационных свойств из-за малого веса. Сильные рывки яхты неприятны для экипажа и, что еще хуже, нередко кончаются обрывом якорного каната.
Сделайте амортизатор из толстого пучка резины, и он будет значительно смягчать рывки каната. Закрепить амортизатор к канату можно у якоря или наверху — у клюза; важно правильно подобрать слабину каната под амортизатором, чтобы полностью использовать амортизирующую способность резины, но не допустить ее обрыва.
Подобный амортизатор рекомендуется и для швартовов.
Защита битенга
Деревянный битенг на катере или яхте, снабженной якорной цепью, постепенно изнашивается. Обычно больше всего «страдают» углы, поэтому их следует защитить латунными (или из нержавеющей стали) полосами, прикрепленными на шурупах. Два способа установки таких накладок-протекторов и показаны на рисунке.
Крюк для подвешивания тросов
Если сложенные в бухты капроновые или растительные тросы развесить на зимнее хранение в рундуке на металлических крючках или гвоздях (что далеко не редкость), то в местах соприкосновения с металлом на тросах появляются следы ржавчины. Это способствует их преждевременному износу, портит внешний вид.
Сделайте крюки деревянными — собрав из дубовых досок несложное приспособление, изображенное на рисунке.
Стопор грота-фала
Яхтсмен Петер Гар (ФРГ) предлагает такую конструкцию стопора на фале.
Непосредственно за фаловой доской паруса на самом фале 1 при помощи трубчатых зажимов намертво закрепляется поперечина — стальной палец 5.
На мачте с кормовой ее стороны закрепляется пластина 2 из нержавеющей стали (или латуни) с двумя клыками, на которых палец стопорится от движения вниз. К пластине прикреплены на петлях-шарнирах 3 откидные пластины 4, концы которых выступают за края клыков.
Принцип действия стопора прост. При подъеме паруса, когда фаловая доска приходит в верхнее крайнее положение, палец на фале, задевая за края пластин 4, откидывает их вверх и попадает на клыки стопора. Чтобы при уборке паруса снять фал со стопора, необходимо немного выбрать фал с тем, чтобы палец вышел из клыков вверх, а пластины откинулись вниз и перекрыли зев клыков. После этого при стравливании фала палец, устремляясь вместе с фалом вниз, проскальзывает по пластинкам через клыки стопора, не попадая в них.
Крышка палубного клюза
Палубный клюз всегда будет закрыт от попадающей на палубу воды, если поставить на него простую откидывающуюся крышку. В бортике крышки и в трубе клюза необходимо сделать вертикальный пропил — лучше всего шириной, равной калибру цепи, чтобы эта щель могла служить временным стопором: цепь не будет самопроизвольно стравливаться с палубы в ящик. Шарнир для крышки нетрудно расположить так, чтобы бортик не мешал свободно ее открывать.
Буртик — привальный брус
Обычно применяемые на лодках буртики полукруглого сечения имеют один существенный недостаток — вода с палубы стекает по такому буртику на борта и оставляет на них грязные подтеки. Этого .можно избежать, если предусмотреть на нижней части буртика грань для срыва капель, как это показано на рис. «а» и «б».
Упрощенное сальниковое устройство
В ряде случаев установка обычного сальникового устройства с поджатием набивки вдоль оси вала может оказаться неудобной в эксплуатации или даже невозможной из-за ограничений по габаритам.
Предлагаемое устройство с «радиальным» поджатием сальника с любой удобной для эксплуатации стороны занимает в 10—15 раз меньше места (вдоль оси), не требует центровки, имеет меньшее число деталей, практически не изнашивается.
Высота кольца А должна быть больше диаметра d.
Головка вентиляции бака
Три существенных требования к вентиляционному устройству зачастую упускают из виду. Во-первых, воздушную трубку (или отверстие) надо расположить так, чтобы при заправке пролившееся горючее не попадало внутрь судна (а ведь иногда выводят трубку в кокпит!). Во-вторых, необходимо сделать устройство пожаробезопасным — защитить от случайного попадания огня. В-третьих, при заливании волной вода не должна попадать в бак.
Предлагаемая палубная головка удовлетворяет всем требованиям (можно ставить ее и на вертикальных комингсах, разумеется, с наружной стороны). Корпус 6 со вставленной в него воздушной трубкой 7 из бензобака крепится к палубе 3 гайкой 5 с прокладками 4. В корпусе просверлены одно центральное (а) и четыре внешних (б) воздушных отверстия, закрываемые пакетом 2 из 6—8 слоев тонком медной сетки, прижимаемых грибовидным колпачком 1 на резьбе. Пакет сетки защищает от попадания воды и искр.
Банка вместо воронки
Не горюйте, если в походе обнаружится, что вы потеряли воронку, без которой так трудно заливать горючее в бачок. Временно ее может заменить жестяная банка из-под консервов. Нужно изнутри пробить дно банки и отогнуть края отверстия наружу. Если использовать широкую банку емкостью 350—500 г, то заправлять бачок удается даже в лодке.
Барабан для спинакер-фала
Барабан закрепляется к бортовым воздушным ящикам швертбота на пучке кордной резины. Когда спинакер укладывается перед гонкой в гнездо, резина закручивается, а фал стопорится, препятствуя раскручиванию барабана. Требуется секунда, чтобы в нужный момент отдать стопор — и спинакер взовьется на мачту. Матрос подхватывает шкот и брас, и драгоценные секунды при огибании знака выигрываются у соперников.