Маршрут Феодосия — Киев — Чернигов — Феодосия с заходом в города Николаев и Вознесенск составлял примерно 4100 км, из которых 2800 км предстояло пройти по Черному морю, лиманам и водохранилищам и 1300 км — по Южному Бугу, Днепру и Десне. Цель похода — проверка двух серийных мотолодок «Крым» на надежность в условиях нормальной эксплуатации.
В состав испытательной группы вошли начальник бюро надежности А. В. Бадодин, мастер участка Г. С. Романенко, участвовавший в создании и испытании парусного катамарана «Хобби» (см. выпуск №17), моторист А. П. Кордов и автор этих строк, конструктор мотолодки.
Стартовали мы 30 августа. На борту каждой лодки находилось по два человека, 100 л бензина и все необходимое снаряжение. До Евпатории шли при постоянном волнении. Первому действительно серьезному испытанию лодки подверглись у мыса Тарханкут. Здесь почти всегда штормит, вот и сейчас нас встретил шестибалльный ветер и волнение четыре-пять баллов прямо в нос. Скорость упала до 15 км/час. Все же огибаем мыс, веря в мореходность корпусов наших лодок и надеясь, что моторы не откажут.
Пройдя через Каркинитский залив и обогнув Тендровскую косу, прибыли в Очаков. Отсюда наш путь лежал по лиманам и водохранилищам, которыми сейчас изобилует Днепр. Здесь также раздолье ветру и волнам, особенно у плотин, где волнение доходило до четырех баллов.
Поход проходил при самых разнообразных погодных условиях, но хуже всего пришлось на обратном пути, когда Черное море встретило нас семибалльным ветром от норда. Пока шли у самого берега, волн почти не было, а вот после Очакова, когда обогнули Кинбурискую косу, то море разыгралось, по нашей оценке, баллов до пяти. Температура воздуха — 0°.
Держим курс по компасу на Тендровскую косу. Идем почти рядом, но видим друг друга лишь изредка, только когда одновременно попадаем на гребни вздыбившейся воды.
Тарханкутский полуостров опять встретил пас штормовой погодой с дождем и мокрым снегом. Да и на конечном этапе, от Судака до Феодосии, тоже мотало балла на четыре, не меньше.
Весь маршрут пройден за 156 ходовых часов со средней скоростью около 27 км/час. Лодки шли под моторами «Вихрь-20». Один мотор работал безотказно в самых трудных условиях, а другой... другой по заслугам воздал своему мотористу за небрежность и невнимательность. При замене колец в картер попала шайба, которая после запуска двигателя вывела из строя цилиндр, поршень, а впоследствии коленчатый вал с шатуном и подшипники.
В общем результатами испытаний мы довольны. Некоторые второстепенные недостатки будут устранены при запуске «Крыма» в серию.
Несколько строк хотелось бы добавить о результатах испытаний, которые сразу же были учтены в дальнейшей работе завода по совершенствованию конструкции мотолодки.
При первой ревизии в Черкассах после 70 ходовых часов были обнаружены обрывы сварных швов, крепящих набор к обшивке. Недостаточно прочным оказалось и крепление ветрового стекла. Во время одной из «намоток» сети на винт при попутной волне 2 балла кормовой моторный отсек двумя ударами воли был полностью залит водой, которая через отверстия в переборке стала поступать в кокпит.
Сварной корпус довольно трудно ремонтировать силами владельца, поэтому решено путем повышения степени надежности увеличить гарантийный срок службы мотолодки до 1,5—2 лет. В настоящее время мотолодки с усиленным корпусом проходят дополнительные испытания.