Каковы конструктивные отличия 20-сильного «Вихря» от 25-сильного «Вихря-М»? Какие оригинальные узлы и детали имеет «Вихрь-М»?
«Вихрь-М» конструктивно отличается от «Вихря-20» наличием возвратно-петлевой продувки.
Введение этого вида продувки повлекло за собой изменение конструкции поршня — у «Вихря-М» он имеет сферическую головку без дефлектора. Вместо двух раздельных цилиндров в двигателе применен алюминиевый блок с двумя запрессованными чугунными гильзами, имеющими совершенно иную геометрию перепускных и выхлопных окон.
Таким образом, двигатель «Внхря-М» имеет ряд новых, оригинальных узлов: блок цилиндров 4.172—000; блок головок 4.111—000; поршень со стопорами 4.144—000; шпилька креплении блока цилиндров к картеру 4.000—625; прокладка под блок цилиндров 4.100—004; прокладка под глушитель 4.100—020; прокладка под блок головок 4.143—700.
Картер двигателя не претерпел изменений, только короткие шпильки крепления цилиндров заменены на длинные для одновременного крепления блока цилиндров и головки блока к картеру.
Несколько смещено отверстие в нижней крышке для подвода воды в блок цилиндров. Кроме того, в нижней крышке картера вместо подшипника №205 установлен подшипник №305.
В связи с этими изменениями верхняя, средняя и нижняя части картера (без коленчатого вала) в сборе получили новый номер — 4.133—000.
Повысится ли мощность «Вихря», если на поршень двигателя установить третье компрессионное кольцо?
Мощность не повысится. Кроме того, уменьшать верхнюю перемычку и делать в ней канавку под третье кольцо нельзя по условиям прочности поршня.
У моего «Вихря-20» сломался сепаратор в нижней головке шатуна нижнего цилиндра. Мастерской по ремонту лодочных моторов в Калуге нет, мотор придется ремонтировать самому. Как снять шатун с коленчатого вала? И как заказать в «Посылторге» новый шатунный подшипник? В перечне основных узлов и деталей, приложенном к инструкции, этот подшипник не указан.
Коленчатый вал мотора «Вихрь» представляет собой неразборную конструкцию, поэтому заменить шатун и сепаратор невозможно.
При выходе из строя нижнего подшипника шатуна происходит задир и перегревание как самого шатуна, так и пальца кривошипа, которые выходят из строя.
Заменить палец кривошипа можно только в заводских условиях.
Шатунный подшипник состоит из. роликов, собранных с сепаратором, и имеет номер 2.109—000. Его наружным кольцом является большая головка шатуна, а внутренним — палец кривошипа коленчатого вала.
В каких пределах нужно выдерживать диаметры цилиндров и поршней при ремонте «Вихря»?
При шлифовке зеркала цилиндров его диаметр нужно выдерживать в пределах групп изготовления:
группа «0» — ∅67,03÷67,02
группа «1» — ∅67,02÷67,01
группа «2» — ∅67,01÷67,0
Расшлифовка на другие диаметры потребует изготовления индивидуальных поршней. При этом следует иметь в виду, что образующая поршня представляет собой сложный профиль, состоящий из цилиндра и двух сопряженных конусов, расположение и размеры которых по соответствующим группам («0», «1» и «2»), а также исходные диаметры (Д1, Д2 и Д3), приведены на рисунке.
При ремонте и изготовлении индивидуальных поршней и цилиндров соотношения между их диаметрами следует выдерживать в пределах указанных групп (поршень и цилиндр должны быть одной группы).
Какова емкость конденсатора на моторе «Вихрь»?
В магдино МГ-101 на моторе «Вихрь» применены конденсаторы МГ-101-3728220 емкостью 0,3 мкф. Использование конденсаторов другой емкости может привести к преждевременному выгоранию контактов прерывателей.
Мой мотор «Москва» при работе сильно вибрирует. Недавно я узнал, что члены одного из московских клубов ДОСААФ реконструировали рессору подвесного мотора «Москва», заменив среднюю часть гибким валиком (из пружин) и устранив тем самым несоосность оси коленчатого вала и пяты рессоры. Как выполнить эту работу самостоятельно?
При сильной вибрации мотора следует в первую очередь тщательно отрегулировать карбюратор и зажигание, а также проверить состояние детален и затяжку крепежа в подвеске. Несоосность коленчатого вала и редуктора приводит, как правило, к поломке вертикального вала, который неточно называют рессорой. В таких случаях можно предотвратить поломку вала, моторов «Москва», «Ветерок-8» и «Ветерок-12», а также устранить скручивание шлицев в соединении с коленчатым валом, проточив среднюю часть вертикального вала до диаметра 10 мм (рис. а — мотор «Москва», б — «Ветерок»). Это сделать проще, чем изготовить сборный вал со средней частью из пружин.
Как устранить детонацию топлива в подвесном моторе «Ветерок-12»? Буквально через каждые полкилометра пути мотор вдруг резко меняет «голос», усиливается вибрация и несколько уменьшаются обороты; приходится снижать их до минимальных, пока детонация не исчезнет. Система охлаждения работает исправно, очистка от нагара не помогает. Это явление наблюдается и при работе на бензине А-бб и А-72.
Рекомендации по устранению падения числа оборотов при работе мотора «Ветерок» на полном дросселе, которое вызывается появлением калильного зажигания (а не детонацией), даны в сборнике №27 за 1970 г.
Мой мотор «Москва» часто глохнет на малых оборотах, а при ловле рыбы «на дорожку» мне нужна очень небольшая скорость. Чтобы уменьшить ход, я обточил двухлопастной винт на токарном станке, уменьшив его диаметр. С таким винтом я ходил на «Казанке» всю весну и осень, и каких-либо отрицательных явлений в работе пока не заметил. Можно ли постоянно эксплуатировать мотор в таком режиме?
Работа на малом газе в течение длительного времени не повредит мотору. Следует только обратить внимание на состояние свечей зажигания. Если их электроды будут замасливаться, покрываться нагаром, нужно вместо свечей А7, 5УС поставить более «горячие» А11У или А14У.
Как сменить сальник горизонтального вала мотора «Ветерок-12»?
Чтобы заменить сальник горизонтального вала мотора «Ветерок», не нужно отсоединять проставку и корпус редуктора. Следует снять гребной винт 1, стопорное кольцо 2, затем горизонтальный вал со стаканом сальника 3, шестерней 4 и подшипником 5. После этого, сняв с вала стакан, вынуть из него сальник. С подробным описанием разборки, сборки и регулировки редуктора мотора «Ветерок» можно ознакомиться в статье А. С. Шикина в шестом номере сборника за 1971 г.
Посылторг не высылает поршневые кольца к двигателю «Л6/3». Где можно приобрести эти кольца?
К двигателю «Л6/3», имеющему диаметр цилиндра 65 мм, не подходят поршневые кольца от других отечественных моторов. В связи с тем, что запчасти к этому двигателю, снятому с серийного производства в 1960 г., не выпускаются, приводим чертеж поршневого кольца для самостоятельного изготовления. Кольцо делается из специального чугуна н закаливается до твердости RB=98÷106. Усилие для сжатия кольца по стрелкам «С» до диаметра 65 мм должно быть в пределах 2—3,3 кг.
Как установить верхний сальник коленчатого вала, чтобы магнето не забрызгивалось маслом?
Многие владельцы моторов «Москва-25А» при замене верхнего сальника основное внимание обращают на уплотнение между кромкой сальника и коленчатым валом, ошибочно полагая, что смесь может пробиваться только здесь. Между тем если кромка сальника выполнена правильно, без надрывов, то это соединение будет надежным в течение 800—1200 часов. Но масло может просачиваться между корпусами сальника и подшипника, а также между корпусом подшипника и блоком.
Уплотнение корпуса подшипника и блока осуществляется резиновым кольцом, установленным в канавке корпуса подшипника. Это кольцо при переборке часто портится, вследствие чего появляется течь. Ее можно устранить, правильно установив новое кольцо.
Чтобы предотвратить течь между корпусом подшипника и сальником, покройте цилиндрическую поверхность сальника перед запрессовкой тонким слоем высыхающего герметика, например, клея БФ-2 или бакелитового лака. После запрессовки нанесите тонкий непрерывный слой герметика на стык корпусов подшипника и сальника, но так, чтобы герметик не попадал на кромку сальника и коленчатый вал.
Как правильно отрегулировать зажигание на моторе «Москва-25А»?
Чтобы отрегулировать зазоры прерывателя мотора «Москва-25А», произведите следующие операции. Снимите стартер и маховик, выверните свечи, наденьте на коленчатый вал гайку и ключом поверните вал в положение, соответствующее максимальному зазору в контактах прерывателя для верхнего цилиндра.
Ослабьте винт, крепящий контактную стойку, и с помощью отвертки установите по щупу зазор в 0,4—0,5 мм. При повороте контактной стойки вокруг оси рычага прерывателя по часовой стрелке зазор увеличивается, против часовой стрелки — уменьшается. На основании магнето имеются два небольших прилива. Отвертка вставляется между этими приливами в просечку в контактной стойке. Установив зазор, закрепите винт стойки.
Повторите те же операции для прерывателя нижнего цилиндра. Сверните гайку маховика и оденьте маховик на коленчатый вал. Подключив свечи к высоковольтным проводам, замкните их корпуса на массу мотора. Шнуром медленно прокрутите двигатель. При этом интенсивность свечения искры и характерный звук разряда должны быть одинаковыми для обоих цилиндров. Если на одной из свеч искра слабее, нужно немного увеличить зазор прерывателя этой свечи.
Окончив регулировку, закрепите маховик, установите стартер, заверните на место свечи и подключите к ним высоковольтные провода.
Чем отличаются способы продувки моторов «Вихрь» последних моделей и «Москва-25», т. е. возвратно-петлевая продувка от дефлекторной?
Можно ли увеличить степень сжатия мотора «Москва-25», скажем, на 0,4, подрезав головку блока на 1 мм. Увеличится ли при этом мощность мотора?
Можно ли добиться лучшей искры и получить ток для освещения, поставив на «Москву-25» бобины от мотора «Нептун»?
Все без исключений отечественные подвесные моторы (кроме специальных) имеют двухтактные двигатели. Продувочным насосом у них служит кривошипная камера, т. е. бензовоздушная смесь сначала попадает в картер, там сжимается и затем уже поступает в цилиндр.
Поэтому система продувки подвесных моторов «Вихрь», «Нептун», «Москва», «Привет», «Ветерок», «Прибой», «Салют» называется кривошипно-камерной. Способы же продувки цилиндров этих моторов различны.
Петлевая дефлекторная продувка применяется на всех моделях моторов «Москва» и «Ветерок», «Вихрь-20», «Прибой». Она отличается большим весом, высокой тепловой напряженностью поршня, чрезмерным расходом топлива. К ее положительным качествам, в основном технологического порядка, относятся удобная компоновка цилиндров (в двухцилиндровом двигателе), а также простота обработки продувочных и выхлопных окон (в особенности круглых).
Двухканальная возвратно-петлевая продувка, применяемая на моторах «Нептун» и «Салют», характеризуется значительно меньшим весом поршня, его меньшей тепловой напряженностью, хороших' качеством продувки, экономичностью.
Трехканальная возвратно-петлевая продувка является дальнейшим развитием предыдущей системы. Третий канал способствует удалению застойных газов из-под поршня, улучшая тем самым температурный режим его работы. Трехканальная продувка применяется на моторах «Вихрь-25», «Вихрь-30» и «Привет».
Подвесной лодочный мотор «Москва-25» по инструкции должен эксплуатироваться на бензине А-72. Степень сжатия 7,1 не является предельной для двухтактного двигателя при эксплуатации на бензине А-72 — А-76. Длительная эксплуатация двигателя «Москва-М». тип продувки которого аналогичен системе на «Москве-25», при степени сжатия до 9—9,5 не вызвала каких-либо нежелательных последствий, в том числе детонации. Надо сказать, что моторы «Привет» и «Нептун» имеют степень сжатия 9,5 и 9.25.
Объем камеры сгорания «Москвы-25», равный 40,7 см3, при подрезке головки па 1 мм уменьшится до 36,1 см3, что будет соответствовать степени сжатия. 7,9. Мощность двигателя при этом, естественно, должна возрасти.
Бобины от «Нептуна» можно установить на «Москву-25». При этом советую воспользоваться рекомендациями по усовершенствованию зажигания мотора «Ветерок», помещенными в №22 сборника за 1969 г. Кстати, в схеме имеется неточность: общий провод «земля» прерывателя нижнего цилиндра должен быть соединен с аналогичным проводом на верхнем цилиндре. При монтаже этого делать не нужно, т. к. общим проводом «земля» служит плата магнето.