За много лет плавания па «Фолькботах» серийной постройки на Камском водохранилище, по Волге, Черному и Азовскому морям выявился целый ряд конструктивных недостатков этих яхт.
Главное — это то, что обитаемость «Фолькбота» оставляет желать лучшего. Каюта мала и по существу непригодна для длительного плавания экипажа из пяти человек. Спальные места в форпике неудобны.
При плаваниях в морских условиях кокпит должен быть самоотливным; сейчас же при большом волнении достаточно «срезать» два-три хороших гребешка, и «Фолькбот» оказывается буквально на грани затопления. А подобных моментов при выходе в море может быть сколько угодно.
Большие огорчения экипажу доставляет течь через сопряжения комингсов с палубой и через иллюминаторы. В свежий ветер или в дождливую погоду на яхте не остается сухого места.
Для плавания по рекам, особенно при шлюзовании и проходе участков с быстрым свальным течением, на яхте совершенно необходим вспомогательный двигатель.
Подготавливая свой «Фолькбот» к походу на Каспийское море, мы решили переоборудовать яхту с учетом высказанных выше положений. Практически для того, чтобы увеличить размеры каюты, сделать само-отливным кокпит и избавиться от водотечности, нам предстояло перестелить палубу и переделать весь верх яхты. Одновременно надо было вынести степс мачты на крышу рубки — сделать и закрепить стандерс.
Как и всякое доброе дело, начали работы с ломки старого: разобрали рубку, сняли палубный настил, комингсы, банки, слани, — словом, все, что можно было снять. Остались обшивка да часть бимсов на баке и юте.
При изготовлении и установке новых деталей корпуса мы пользовались водостойким клеем на основе эпоксидной шпаклевки. Комингсы выклеивали из двух слоев 10-миллиметровой фанеры и обрезали по шаблону, снятому с места. Отметим, что стыки листов фанеры в соединяемых слоях были разнесены, а вырезы под иллюминаторы в наружном слое сделаны больше, чем во внутреннем (по 10 мм на сторону). При выклеивании комингсам придали и необходимую кривизну соответственно обводу палубы. Новые бимсы выклеивали на шаблоне из пяти дубовых реек сечением 5X25 каждая. Одновременно был изготовлен и новый гораздо более легкий форлюк.
Палубный настил и крышу рубки сделали из 4-миллиметровой фанеры в два слоя, причем непосредственно на бимсы сначала уложили слой пластика, послуживший декоративной отделкой подволока.
Для герметизации иллюминаторов под прокладку из профилированной резины положили слой водостойкой мастики УМЗ, применяемой в жилищном строительстве для заделки стыков между панелями. Обладающая пластичностью пластилина, упругостью резины и способностью прилипать к любому материалу, эта мастика оказалась незаменимой и для обеспечения водонепроницаемости стыков между комингсом и палубой, подверженных некоторым деформациям.
Рубку удлинили, протянув ее в нос до переднего бимса, на котором крепится форлюк у серийного «Фолькбота», и в корму — на два шпангоута. Увеличение длины рубки позволило разместить в каюте, кроме двух спальных мест, два шкафчика для выходной одежды, шкаф для продуктов, камбуз с двумя примусами на кардановом подвесе, шкафчик для посуды; удобнее стал и форпик, отделенный от каюты подмачтовой переборкой с двумя дубовыми пиллерсами по краям прохода.
Под кокпитом очень удачно разместился стационарный двигатель «СМ-557Л» мощностью 13,5 л. с. Стоит снять трап — и весь двигатель на виду. Бак для горючего расположен в ахтерпике.
От варианта с установкой подвесного мотора мы отказались, так как уже имели печальный опыт его использования на сравнительно крупной яхте. То мотор заливает волной, то винт крутится в воздухе. При посадке на мель упор винта на заднем ходу оказывается для снятия недостаточным.
Примененная конструкция стандерса, установленного на рубке, позволяет без особых хлопот двум человекам заваливать и снова ставить мачту при прохождении под мостами и линиями электропередач.
После модернизации значительно улучшилась обитаемость яхты. Она стала пригодной для длительных морских походов экипажа из пяти человек. Последующий двухлетний опыт показал явную целесообразность проведенных работ.
На яхте было совершено плавание из Перми в Баку. За 30 ходовых суток мы преодолели 2400 миль, пройдя Каму и Волгу и часть Каспийского моря. Надо сказать, что после модернизации ходовые качества нисколько не ухудшились: на этом «Фолькботе» уже дважды (в 1970 и 1971 гг.) были выиграны Всесоюзные соревнования крейсерских яхт (речная часть).