Весной прошлого года мы приобрели резиновую надувную лодку «ЛГН-2». Поначалу она показалась нам весьма удобной в эксплуатации, однако в дальнейшем захотелось большего. В частности — возможности смены весел моторчиком «Салют», установки защитного тента, транспортировки на крыше автомобиля в надутом состоянии (чтобы при частых переездах на небольшие расстояния не терять время).
Об усовершенствованиях лодки «ЛГН» уже говорилось в сборнике (см. №29). Я расскажу о нашем варианте.
Для придания жесткости всей конструкции мы сделали кольцевой каркас — овальную (по форме лодки в плане) раму из алюминиевых трубок диаметром 25 мм. Эта рама-каркас двойная: одно кольцо проходит под баллоном внутри лодки, а другое — снаружи; расстояние между кольцами несколько меньше диаметра баллона. Концы трубок состыкованы на вставляемых втугую отрезках алюминиевого стержня длиной около 50 мм и затем обварены.
Кольца соединены ложащимися на баллон сверху десятью хомутами из полос 2X30 нержавеющей стали. Для большей жесткости полосам придана форма желоба (вогнутостью наружу) в сечении. При такой профилировке хомуты плотно прилегают к баллону, но в то же время кромками их не касаются и не трут резины. Концы хомутов отогнуты и закреплены на трубках двумя винтами М6 с прокладками из тонкой резины.
На внутреннее кольцо туго натянут брезент, служащий своего рода внутренним дном. Благодаря этому нагрузка распределяется равномерно по всему каркасу, резиновое днище лодки почти не прогибается, уменьшается сопротивление воды ее движению под мотором.
Чтобы навешивать подвесной мотор «Салют», мы сделали выносной кронштейн, передающий усилие тяги и вес мотора непосредственно на трубчатую раму-каркас. Для этого к двум кормовым хомутам рамы, поставленным на расстоянии около 250 мм один от другого, приварены косынки— кницы, вырезанные из нержавейки толщиной 2,5 мм. К наружным концам косынок крепится поперечина — подмоторная доска. На эскизе показан самый простой вариант: доска закреплена четырьмя болтами М6 к отогнутым фланцам шириной 25—30 мм. На самом деле мы применили более сложную конструкцию — согнули из 2-миллиметровой нержавейки П-образный в плане «транец», продольные его концы присоединили болтами к косынкам, а на поперечину с обеих сторон наложили две дощечки и скрепили их двумя сквозными болтами М6.
Для установки стоек тента, защищающего от непогоды и от солнца, к четырем хомутам по «углам» рамы приварили втулки — гнезда.
Чтобы предохранить материал лодки от действия солнечных лучей и увеличить срок ее службы, по форме бортового баллона пошили чехол из белого хлопчатобумажного материала с отверстиями для уключин, причального конца и вентилей. Чехол надет под хомуты и дополнительно предохраняет от них резиновые борта.
Теперь наша лодка с каркасом, тентом, кронштейном мотора, чехлом, веслами, надувными сиденьями весит 18 кг — несколько больше, чем раньше. Зато она стала гораздо удобнее в эксплуатации. Перевозим мы ее в надутом состоянии на крыше легкового автомобиля, используя внутренний объем лодки для укладки постелей, палатки и разных мелких вещей. Благодаря жесткому каркасу лодку можно без опаски переносить и крепить при перевозке. Лодка легко извлекается из каркаса после выпуска воздуха. Хранить каркас несложно: мы, например, держим его в гараже, подвязав к потолку. При необходимости можно его и разобрать.
С мотором «Салют» при полной нагрузке около 200 кг лодка идет со скоростью 8—10 км/час. С одним человеком на борту скорость хода составляет не менее 20 км/час (точных замеров не делалось). Лодка легко управляется, поворачивается «на пятке».