Довольно часто судоводителям-любителям приходится искать на дне потерянный якорь или подвесной мотор, а иногда и заниматься спасением своих затонувших судов. Эта работа значительно облегчается, если известно точное местонахождение предмета или судна на дне. Поэтому надо помнить первое правило: если нельзя сразу же как-то обозначить это место (например, любым поплавком на якоре), надо постараться заметить какие-то неподвижные береговые ориентиры и расстояние до берега или ближайшего знака судоходной обстановки. Лучше всего, если удалось обнаружить состворенные ориентиры. Например, вы запомнили, что катер затонул на створе буя и одиночного дерева на берегу на таком-то расстоянии от буя.
Об «адресе» места происшествия надо позаботиться, даже если сам оказываешься в воде. Чем больше ориентиров, чем точнее пеленги на них, тем меньше времени придется затратить на поиски и подъем. В более спокойной обстановке по этим приметам и пеленгам полезно район поиска обозначить вехами.
Для поиска затонувших предметов применяют различного рода тралы. Простейший из них — это обычный якорь-кошка, буксируемый по грунту на длинном тросе за катером или шлюпкой со скоростью не выше 5—7 км/час. Буксирный конец надо держать в руках, чтобы вовремя почувствовать «зацеп». К концу стоит привязать буек или другой плавучий предмет; если при зацепе не удается сразу остановить судно, можно выбросить буксирный конец за борт, а уже затем, развернувшись, подойти и осторожно выбрать якорь-кошку вместе с предметом.
Если разыскивается затонувшее судно, при зацепе буксирный конец выбирается до почти вертикального положения, после чего участок дна обследуется удлиненным багром для уточнения места и положения судна на дне. При сравнительно большой глубине придется вставать на якорь и нырять с аквалангом.
Для поиска судна, когда его координаты неизвестны и приходится обследовать большую акваторию, лучше использовать простейший придонный трал. Буксирные концы вырезаются из капронового троса диаметром 12—16 мм; волочащиеся по дну «ползуны» — это цепи калибром 10—12 мм и длиной по 2 м каждый, а тралящая часть длиной 10 м вырубается из стального 10-миллиметрового троса. Придонный трал буксируется двумя моторными или гребными судами по обвехованному квадрату галсами со скоростью 5—7 км/час. При обнаружении затонувшего предмета ставится заранее заготовленная вешка или буек и начинается обследование дна.
Если есть возможность вести поиск с помощью аквалангиста (или водолаза), то примерно в центре района опускается балласт на тросе. Аквалангист, пользуясь ходовым концом, привязанным к этому вертикальному тросу, обходит участок по концентрическим окружностям. Обойдя круг, он увеличивает длину ходового конца на дистанцию видимости и обходит следующий круг уже в обратном направлении (во избежание запутывания конца). После осмотра первого участка дна катер или шлюпку, с которой был спущен балласт, надо передвинуть на новое место для обследования его таким же порядком.
Есть и другой способ, при котором нужно предварительно разбить обвехованный прямоугольный район поиска на отдельные полосы, обозначив их вехами и направляющими концами, проложенными по дну. Аквалангист, обследующий дно, движется от конца к концу полосы зигзагообразно, пройдя одну полосу, переходит на следующую и идет в противоположную сторону. Ширина обследуемой полосы принимается обычно в пределах 10 м.
Найденное судно необходимо установить в наиболее удобное для подъема (в первую очередь — для заводки стропов) положение. Катера, лежащие на борту, можно поставить килем вниз при помощи рычага — бревна, принайтовленного к корпусу в районе миделя. За конец бревна заводятся тали на стоящее на якоре судно спасателей.
Затонувшую яхту не надо и стараться поставить на ровный киль. Приподняв ее рычагом, заводите стропы и поднимайте яхту с первоначальным креном; по мере натяжения стропов под воздействием веса фальшкиля она примет нужное положение.
Завести стропы под лежащее на грунте судно довольно сложно. Облегчает дело игла, изготовленная из сравнительно толстой (14—15 мм) проволоки длиной 1,5—2 м в зависимости от ширины поднимаемого судна. В петлю иглы заводится строп. Аквалангист проталкивает иглу под днище судна, пока ее конец не покажется на противоположном борту, за него вытаскивает иглу, а вместе с ней и строп.
Заведенные стропы должны иметь одинаковую длину на оба борта. Стропы нужно обязательно застопорить за утки, кнехты или битенг поднимаемого судна; в противном случае при выбирании талей стропы могут сползти, судно снова упадет на грунт. Под тяжелый катер и яхту подводят обычно два стропа — с носа и с кормы.
Если нет возможности использовать плавучий или судовой подъемный кран (стрелу), а глубина не превышает 10 м, судно можно поднять при помощи козел из трех бревен, нижние концы которых опираются на грунт по обе стороны от судна, а верхние — связаны тросом. На некотором расстоянии от нижних концов бревен к ним надо закрепить башмаки-поперечины, препятствующие дальнейшему погружению бревен в грунт. Ходовой конец талей выбирается вручную или лебедкой (в зависимости от веса поднимаемой лодки) с кормы стоящего на якорях судна.
В северных областях можно поднять судно со дна, дождавшись ледостава. Над обнаруженным и обозначенным еще осенью судном вырубается майна, на льду устанавливаются козлы. Ходовой конец проводится на лебедку, которая удерживается ледовым якорем.
Иногда вместо козел сооружают эстакаду на вертикальных сваях, вбитых в грунт вдоль бортов лежащего на дне судна. В верхней части эстакады (над водой) кладут поперечные балки, на которые подвешивают тали и устанавливают лебедки. При помощи эстакад поднимают суда водоизмещением до 100 т с глубин до 15 м.
Ясно, что установка козел или эстакады — работа трудоемкая и дорогостоящая, оправданная только при подъеме большого катера; поднятое судно нельзя буксировать без откачки воды из корпуса, а если судно затонуло в результате получения пробоины, то и без ее временной заделки. Владельцы туристских катеров и мотолодок чаще применяют подъем талями с плота, спаренных катеров или простейших понтонов. Судоподъем этими способами возможен практически со всех глубин, доступных аквалангисту для подведения стропов, не требует больших затрат, позволяет буксировать поднятое судно без откачки Роды.
Если подъем совершается с помощью плота, поставленного на якоря точно над затонувшим судном, на плоту собирают козлы и через вырез в настиле опускают подъемные тали. Ясно, что роль плота могут выполнять, например, две лодки, соединенные балками-поперечинами или помостом. Можно обойтись и вообще без плота, ошвартовав бортами два катера и установив на каждом из них простейшие крамболы (стрелы) для подъема.
Понтоны для подъема катера можно изготовить из старых бензиновых бочек. В отверстие для пробки свободно вставляется шланг от прикрепленного к бочке баллона со сжатым воздухом (от акваланга); понятно, может быть использован и бытовой пропан, кислород для газовой резки и т. п. Бочки заполняются водой, затапливаются и надежно крепятся тросами к судну отверстиями вниз. Клапаны баллонов открываются одновременно на понтонах обоих бор тов. Бочка емкостью 240 л создает подъемную силу примерно 200 кг. Двух таких бочек достаточно, чтобы поднять с грунта деревянное судно длиной 7 м. Естественно, роль понтонов могут играть и мягкие емкости или, например, надувные лодки.
Небольшой катер или моторную лодку можно поднять с грунта, постепенно заполняя внутренние помещения или отсеки плавучими предметами (например, плитами пенопласта, надутыми мягкими емкостями, герметизированными сосудами и т. п.). Этот способ наиболее удобен для районов с большой высотой' прилива и отлива. Во время отлива, когда палуба затонувшего судна находится почти у поверхности, его помещения проще загружать.
Поднятое на поверхность судно можно отбуксировать под любой береговой кран или просто подтащить к берегу на мелкое место, где его острапливают брагой и при помощи автомашины, трактора, а то и просто талями вытаскивают на берег.
В некоторых случаях, при надежно заведенном буксире (за брагу, например) небольшие суда вообще не поднимают на поверхность, а буксируют, волоча по грунту, в сторону мелководья.
Остается подчеркнуть, что, как бы ни было дорого время, начинайте подъем судна с составления плана действий. Не применяйте случайных тросов; прикиньте примерный вес поднимаемого судна, тщательно проверьте все используемые приспособления.