Настройка яхты на максимальную скорость движения — задача очень трудная, до плечу только опытному яхтсмену.
Значительно упростить ее может прибор, регистрирующий значения мгновенной скорости яхты. Обычно такие приборы работают на принципе замера гидродинамического напора набегающего потока воды, но они неприменимы на яхте — скорости слишком малы.
На яхте класса Р5,5 «Ундина» установлен измеритель мгновенного значения средней скорости, работающий на принципе термоанемометра широко применяемого в лабораторной и исследовательской практике.
Электронная следящая система прибора поддерживает постоянной температуру датчика (терморезистора), находящегося в набегающем потоке воды. Датчик всегда нагрет выше температуры воды, и с увеличением скорости коэффициент теплоотдачи от него к воде также.увеличивается, съем тепла растет. Электронная следящая система компенсирует это охлаждение датчика; изменение мощности, затрачиваемой на нагрев, и является сигналом изменения скорости.
Блок-схема прибора (см. рис.) состоит из двух полосовых усилителей напряжения и мостового усилителя мощности, включенных через петлю отрицательной обратной связи через измерительный трансформаторный мост, датчика и индикатора скорости.
Датчиком (терморезистором) является тонкая пленка платины, нанесенная на торцевую поверхность стеклянного цилиндра. Индикатором скорости служит стрелочный прибор типа М-265М на 100 ма.
Габариты прибора 120X120X120 мм и вес всего 1 кг. На переднюю панель вынесены стрелочный индикатор, переключатель «проверка — работа» и выключатель прибора. Источником питания служит аккумулятор напряжением 12 в Потребляемый ток зависит от скорости яхты и колеблется от 50 ма до 1,5 а.
Диапазон измеряемых скоростей от 0 до 3—3,5 м/сек и может быть по желанию увеличен. Шкала индикатора нелинейна и подчиняется закону υ=√а, где υ — скорость яхты в м/сек и а — показание прибора в ма. Такая закономерность очень удобна, так как позволяет с большой точностью измерять малые скорости.