При наезде на подводное препятствие иногда случается так, что и штифт не срезается, и лопасти винта остаются целыми, но сам винт проворачивается на гребном валу. Это значит — сорвана завулканизированная внутрь ступицы втулка. Сам винт цел, а тем не менее, приходится его заменять: беда в том, что выполнять качественную вулканизацию этой резиновой втулки самостоятельно очень трудно.
Читатель О. Желибо из Киева переделал винт своего мотора «Вихрь» так, что для ремонта достаточно винт снять, вывернуть одну гайку, заменить три отдельно вставляемых резиновых вкладыша новыми и снова завернуть гайку. Переделка винта заключается в том, что изготовляются новые втулка и гайка, ступица винта растачивается и в ней фрезеруются три полуцилиндрических желоба для резиновых вкладышей.
Владельцам «Вихря» известно, что для передвижения горизонтальной тяги переключения реверса зачастую приходится прилагать большие усилия. Трение в паре планка — палец приводит к повороту пальца вокруг оси вертикальной тяги реверса и заеданию пальца в планке. Киевлянин В. И. Яницкий устранил возможность поворота постановкой дюралюминиевой ограничительной скобы с вертикальным направляющим пазом для пальца. Скоба ставится на шпильку М8 крепления поддона к дейдвуду.
Палец скользит по вертикальному пазу скобы и горизонтальная тяга реверса перемещается без усилия, более чётко.
В предыдущем обзоре описывалась конструкция устройства для стопорения маховика «Вихря» от проворачивания при его снятии. Более простой вариант для маховиков «Вихря», имеющих 4 пары башмаков вместо 6, предлагает И. Горбунов из г. Калинина.
Устройство состоит из втулки и скобы, согнутой из прутка ∅10, соединенных сваркой. Чтобы надежно застопорить маховик, концы скобы вставляются в его отверстия, свободные от винтов, и стопор крепится болтом М8 на месте крепления лапы стартера на верхнем цилиндре.
Ручной стартер моторов «Москва» выходит из строя при износе упора скобы на блоке стартера. Поскольку точно такие же блок и скоба применяются на «Вихре» и на «Нептуне», в принципе износ упора возможен и на тех моторах. В. Ерошенко (г. Херсон) надрубил скобу в двух местах напротив упора и получившийся язычок отогнул вниз на 90°. Площадь контакта скобы значительно увеличилась, соответственно возрос в несколько раз и срок службы блока стартера.
Стартеры «имеют обыкновение» выходить из строя вдалеке от стоянки, когда под руками нет нужных инструментов. Для упрощения ремонта стартера «Москвы» В. Ерошенко вместо обычной гайки крепления задней лапы стартера поставил гайку-барашек М6, а вместо винтов с гайками для крепления двух передних лап — болты М8 с «барашковой» головкой. В отверстиях передних лап для болтов нарезается резьба, а отверстие в задней лапе пропиливается до конца. Теперь достаточно слегка отпустить заднюю гайку и вывернуть болты М8 без применения какого-либо инструмента — рукой. Стартер снимается, можно продолжать плавание, заведя мотор пусковым шнуром.
И еще одна рекомендация В. Ерошенко. На стартере «Москвы», имеющем на корпусе специальное гнездо для запасных свечей, просверлить в стенке гнезда два вертикальных отверстия ∅7 мм. При проверке и регулировке магнето и свечей через эти отверстия удобно наблюдать за искрой: она видна даже в яркий солнечный день.
Москвич С. Б. Морозов испытал способ ремонта клапанной перегородки Ветерка», рекомендованный конструкторами мотора в № 30 сборника. Клапаны он делал шире штатных на 1—2 мм, но через 20—25 часов работы все же кромки окон стали разрушаться. Тогда он применил для восстановления кромок эпоксидный клей с наполнителем.
Острым ножом срезается фаска, как показано на эскизе. Кромка тщательно обезжиривается ацетоном. На клапанную перегородку со стороны фаски накладывается лист плотной писчей бумаги или ватмана, после чего перегородка устанавливается на какую-либо наклонную плоскость (бумагой вниз) и прижимается к ней.
В качестве клея применяется смесь, состоящая из 10 весовых частей эпоксидной смолы ЭД-5 или ЭД-6, 1 вес. ч. отвердителя холодного отверждения — полиэтиленполиамина и 10 вес. ч. наполнителя — талька.
Смесь тщательно перемешивается, после чего ею заполняются фаски восстанавливаемого участка кромки. После отверждения клея — примерно через 20 часов — перегородка снимается, удаляется бумажный лист и мелкой наждачной бумагой, наложенной на деревянный круглый брусок (его диаметр несколько меньше ширины окна) прошлифовывается внутренняя сторона окна до первоначальных размеров. Рабочая плоская сторона перегородки шлифуется на листе мелкой наждачной бумаги, уложенной на ровную поверхность.
На восстановленную перегородку устанавливаются пластинчатые клапаны и ограничители заводского изготовления. При этом необходимо обратить внимание на отсутствие в клапанах продольных трещин и на симметричность расположения клапанов относительно окна.
При осмотре восстановленной С. Морозовым клапанной перегородки после 150 часов работы ни на рабочей зоне окон, ни на самих клапанах никаких следов выработки обнаружено не было.
Поломка впускных клапанов — наиболее часто встречающийся вид аварии «Ветерков». В сборнике уже публиковались материалы по устранению причин подобных поломок. Я. Б. Валентинович из г. Мазсалаца предлагает еще один вариант.
На моторе «Ветерок-12» он поставил «московские» клапаны. Учитывая большую ширину окна в картере, здесь лучше применить не трех-, а четырехлепестковые клапаны, добавив еще один лепесток, отрезанный от другого клапана. Стальной ограничитель также нужно сделать четырех-язычковым. После такой переделки клапаны служат несколько сезонов.