Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Техника плавания / 1972 год / Признаки морской болезни и упражнения от укачивания
    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Как избавиться от укачивания (морской болезни)?
    Плотообразная лодка-катамаран для прокатных станции «Морской Конь»
    Интервью с начальником Управления морской подготовки ЦК ДОСААФ
    Местные признаки определения погоды
    Морской катер на крыльях «Невка»
    Мини-яхта «Морской конек» для спортивных плаваний
    Испытаниях нового суперкатера «Морской нож» на больших волнах
    Центральный военно-морской музей в Ленинграде
    Построена яхта «Миния» по проекту «Морской конек»
    Местные признаки для определения погоды
    К дню военно-морского флота СССР: морской щит нашей родины
    Упражнения для начинающих виндсерфингистов
    Трехместная моторная лодка «Морской дротик»
    Еще раз об обводах типа «Морской нож»


    Признаки морской болезни и упражнения от укачивания

    Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 37 (Все статьи)
              0


    Обычно считают, что если человека не тошнит, значит он не укачался. Это опасное заблуждение. Медицинская статистика свидетельствует, что только 3% людей почти не воспринимают качку. Все же остальные, к сожалению, укачиваются, но вот проявляется это, действительно, по-разному. И хороший капитан должен знать, на что при этом способны его люди.

    В принципе, при качке происходит раздражение вестибулярного аппарата и нервных окончаний брюшной полости. От того, какому из этих двух видов раздражений человек более подвержен, и зависит форма проявления морской болезни. Резко нарушается координация движении, ослабляется реакция, ухудшается зрение (у некоторых даже временно появляется дальтонизм); у одних усиливается аппетит, у других — у большинства, наоборот, пропадает, наступают признаки рвоты и головокружение.

    Медики утверждают, что не укачиваются вовсе люди, страдающие глухотой; что сравнительно слабо реагируют на качку дети до 6—8 лет и старики, а женщины переносят ее хуже, чем мужчины. Эти сведения имеют практический интерес, но, разумеется, вовсе не означают, что экипажи наших яхт надо укомплектовывать детворой и стариками. Очевидно, выход надо искать в применении каких-то средств, которые делали бы людей менее подверженными действию качки, сохраняющими работоспособность. Для яхтсменов-крейсерщиков эта проблема особенно важна еще и потому, что яхта испытывает в основном килевую качку (от раскачивания с борта на борт ее удерживает давление ветра на паруса), а килевая качка воздействует на человека значительно сильнее, чем бортовая.

    Вопросами борьбы с морской болезнью начали заниматься давно. Ведь в эпоху парусного флота выход из строя сразу большого числа матросов так же резко снижал боеспособность корабля, как и в наши дни. Большую научную работу в этой области провел, например, русский ученый П. Н. Пыпин в конце прошлого века. Занимаются этим и сейчас. Так, советский ученый К. Л. Хилов доказал, что главная причина укачивания заключается в нарушении тормозных процессов в коре головного мозга. Он описал ряд случаев, когда признаки морской болезни появлялись у людей, едва вступивших на палубу теплохода, спокойно стоящего у пристани. Много было споров по поводу объяснения этих случаев.


    Как бы там ни было, психологический фактор имеет важное значение. Помню такой эпизод. Возвращался я из Батуми в Севастополь. В двадцатых годах по Черному морю еще ходили — «дослуживали» свой век — небольшие пассажирские пароходики. Таковым был и «Пестель», на который я попал. Давал оп против волны и ветра не более 5 узлов, а болтало его во все стирены нещадно. Я знаком был со стариком-капитаном, и потому весь день проводил с ним на мостике, слушая рассказы из морской старины. И вот, когда он не то второй, не то третий раз рассказывал об одном и том же, появился на мостике матрос и доложил, что дама в каюте люкс стонет и кричит на весь пароход, требует, чтобы капитан немедленно дал ей какое-нибудь средство от морской болезни, иначе она даст мужу телеграмму и умрет.

    Вздохнул старый капитан, крепко выругался, ко вызвал на мостик старпома и пошел вниз — к больной. Мне показалось тогда, что вернулся он как-то уж очень быстро, со злостью буркнув: «Вылечил, кажется». Я, конечно, поинтересовался, чем же это можно лечить от качки? Капитан долго молчал, словно размышляя, а потом коротко объяснил: «Взял рюмку, налил воды, капнул клюквенного экстракта, а главное — шепнул, что это дорогое заграничное средство»... Я не очень понял, шутит он со мною или нет, В Севастополе рассказал об этом старому, много плававшему доктору Никитину, но тот не удивился. «Голубчик мой, — сказал он. — Это чистейшая психотерапия, нет здесь ни жульничества, ни фокуса».

    Очень важно, чтобы при качке человек был чем-то занят. Многовековым опытом установлено: если матрос укачался, его надо держать на палубе и обязательно занять при этом посильным физическим трудом, — например, откачкой из трюма воды или чисткой картошки (неважно чем!). Я неоднократно сажал начинавшего укачиваться матроса на руль яхты — сам, конечно, сидел рядом, и средство это всегда действовало отлично. Человек просто забывал о качке.

    Интересный совет давал капитан Андерсон, всю жизнь плававший на парусниках (при советской власти он командовал четырехмачтовым барком «Лауристон»), Так вот, капитан рекомендовал нам, тогда — молодежи, на сильной качке делать глубокие продолжительные вдохи, когда корабль опускается с волны, и выдохи, когда поднимается. При этом он всегда добавлял, что одним дыханием сыт не будешь, поэтому хорошо погрызть сухарики из черного хлеба, как следует смоченные коньяком. Спустя несколько лет мы на «Воровском» попали в хороший шторм в Индийском океане. Должен сознаться, советы старого капитана очень пригодились.


    Кстати говоря, наш сборник напечатал по существу аналогичную рекомендацию из американского яхтенного журнала: при первых признаках морской болезни лечь на живот и регулировать дыхание по ритму качки — вдох, когда яхта «проваливается», выдох, когда идет вверх...

    У нас и за границей широко развито медикаментозное лечение морской болезни. 1 Много создано различных лекарственных средств. В частности, рекомендуются аэрон и обычный валидол. Не будем отрицать их полезности, но ведь все это — средства «аварийного», разового действия, предназначенные главным образом пассажирам. Человек проглотит пилюльку, дотянет «благополучно» до ближайшей пристани и, может быть, в жизни больше ни разу не станет ногою на палубу корабля или яхты. Ясно, что для яхтсменов и, тем более, моряков-профессионалов валидол — не выход.

    И на западе, и у нас уже давно пришли к выводу, что лучшей профилактикой морской болезни для моряков является активная и систематическая физическая тренировка организма путем проведения ежедневных специальных упражнений. Комплекс таких упражнений был, например, разработан в 1954 г. А. Й. Яроцким в Краснознаменном военном институте физкультуры им. В. И. Ленина. Система этих упражнений была проверена капитаном Л. С. Плаксенко с группой офицеров на маленьких кораблях в штормовых условиях севера. Результаты оказались весьма положительными.

    На пашем парусном флоте каждый хороший капитан в любом дальнем плавании организует проведение утренней зарядки команды, сколь ни мала сама яхта. Но, к сожалению, эти зарядки чаще всего носят характер обычных разминок (вообще-то, конечно, полезных!). Однако этого мало. Нам, яхтсменам, следует внедрять, начиная с детских спортивных школ, специальные упражнения, направленные на развитие в организме своеобразного иммунитета против морской болезни. Делать это можно н нужно не только во время похода на яхте, по и ежедневно на берегу, пе прекращая занятий зимою.

    Упражнения эти несложны:
    • I. Ноги па ширине плеч, глаза закрыты. Поворот головы направо и налево (насколько возможно) при темпе 1—2 движения головой в секунду; продолжительность упражнения 1 минута,
    • II. Все то же, только голова наклоняется вправо и влево.
    • III. Все то же, только голова наклоняется вперед и назад.
    • IV. Исходное положение то же, но производится вращение головой (с максимальной амплитудой) попеременно 30 сек. — в одном направлении и 30 сек в обратном. Темп выполнения 40—80 движений головой в минуту при продолжительности упражнения 2 минуты.

    При выполнении быстрых движений головою через каждые 25 сек надо делать 5-секундную паузу и производить глубокие вдох и выдох. В целом вся зарядка займет не более 6—7 минут.


    Конечно, ни в коем случае не исключаются обычная зарядка и занятия физкультурой на берегу.

    Следует использовать и такое важное средство закаливания организма, как недлительное утреннее купанье.

    Это оказывает сильнейшее тонизирующее и стимулирующее воздействие на организм, усиливает все процессы обмена веществ, повышает аппетит, резко улучшает усвояемость пищи, укрепляет нервную систему. Французские ученые считают, что морская вода полезна уже тем, что содержит 92 химических элемента, нужную часть которых наш организм впитывает в себя. Полезно не только купаться в морской воде, но и просто ощущать морской ветер: он «бомбардирует» нашу кожу и дыхательные пути полезными ионами самого различного рода. Морской воздух содержит йода в 12 раз больше, чем воздух над городом, а озона — в 3 раза больше, чем над сушей вдали от моря.

    Все это вырабатывает у моряков надежный иммунитет против неприятной и морально угнетающей морской болезни.

    Итак, и эта болезнь может быть побеждена, если к решению вопроса подходить последовательно, настойчиво, не отрицая при этом ни векового опыта, ни последних научных достижений.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +8

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Установка двух моторов «Ветерок-12» на мотолодку «Прогресс»
    Система охлаждения — слабое место мотора «Вихрь»
    Ответы на вопросы по моторам «Вихрь» и «Москва»
    Работа на трапеции на яхтах класса «Летучий Голландец»
    Приемы и материалы для окраски дюралевых корпусов лодок
    Испытания четырехместной мотолодки «Селигер»
    Установка на надувную лодку «ЛГН-2» мотора «Салют» и тента
    Устройство для перевозки лодки на крыше автомобиля
    Раскрепление и перевозка яхт «Фолькботов»
    Полезные приспособления и устройства для владельцев яхт
    Вопросы и ответы по моторам «Москва», «Ветерок» и «Вихрь»
    Усовершенствованная схема контроля системы охлаждения моторов
    Переделки подвесного мотора «Нептун»
    Дополнительные отсеки плавучести на швертботе класса «Кадет»
    Четыре аварии яхты класса Л6 «Кама»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Признаки морской болезни и упражнения от укачивания

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Ходовые испытания дюралевой мотолодки «Казанка-5»
    Испытаниях нового суперкатера «Морской нож» на больших волнах
    Защита яхт и безмачтовых судов от удара молнией
    Полезные приспособления для судовладельцев
    Консультации и советы владельцев лодочных моторов
    Снятие с мели и отход от бона на крейсерской яхте
    Суровое испытание двух моторных лодок «Крым» с «Вихрями-М»
    Испытания некоторых судов, построенных по проектам сборника
    Усовершенствование серийной яхты «Фолькбота»
    Вспомогательный двигатель на яхте класса Л6
    Перспективы парусов Люнгстрома на современных яхтах
    Гребной винт с регулируемым шагом «мульти-питч»
    Первое знакомство с подвесным мотором «Москва-25»
    Электронный тахометр для определения числа оборотов коленвала
    Регулировка горючей смеси и зажигания мотора «Ветерок»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 30 + 11 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории