Плавучий якорь из ведра
Если на яхте случилась какая-либо поломка и она лишилась хода, а под ветром опасность — отмель, камни и т. п., надо резко снизить скорость дрейфа. Для этого разверните яхту лагом к волне и ветру. В этом положении увеличится качка, но зато большое боковое сопротивление корпуса резко снизит скорость дрейфа.
Для разворота яхты (даже крупной) достаточно бросить за борт на трех-пятиметровом конце обычное ведро. Закрепить ведро надо на баке, выбрав место крепления так, чтобы сопротивление ведра уравновешивало тягу от давления ветра на рангоут. Курс яхты относительно ветра будет устойчив.
Заметим, что это же ведро можно использовать и в качестве тормоза при швартовке.
Простейшая заделка огонов
Как ни странно, но заделка огонов на стальных тросах малого диаметра (до 8 мм) часто вызывает затруднения. Напоминаю о простейшем варианте, очень удобном и вполне надежном.
«Соль» крепления заключается в обжатии троса металлической трубочкой с помощью зубила и ручника.
Трубочку лучше всего брать медную; длина ее должна составлять 8—10 диаметров троса, а диаметр быть таким, чтобы два троса проходили через нее втугую. С торца ее нужно опаять, как показано на эскизе.
Штопор для швартовки
В дальних плаваниях по рекам, где лесов на берегах нет, швартоваться не за что. Приходится возить с собой «костыль», или, как практикуют у нас на Дону, «штопор», сделанный из круглого арматурного стального прута диаметром 10 мм. Завернуть его даже в плотный грунт довольно легко с помощью любой палки, продетой в кольцо (рым). Вывинчивается из грунта «штопор» точно таким же способом.
Хранение бутылок
Хранить бутылки (независимо от содержимого) во время плавания вообще и особенно при качке далеко не просто. И стоя и лежа они находятся в неустойчивом положении. Чтобы избавиться от опасности разлить содержимое или разбить бутылку, советую сделать из дюралевой ленты подвески и хранить бутылки подвешенными к переборке или стенкам шкафчика — одним словом в удобном месте.
Если нет свежей батарейки
В сборнике №28 были рассмотрены устройства для контроля за работой системы охлаждения подвесного мотора. В них используются обычные батарейки КБС-Л-0,50, которые вообще широко применяются туристами-водномоторниками.
Следует учесть, что после длительного хранения батарейки выходят из строя из-за высыхания электролита. Если под рукой нет свежей батарейки, советую «вылечить» старую.
Для этого достаточно проколоть цинковые баллончики каким-нибудь острым предметом и на 1—2 минуты опустить в воду. Затем остается насухо вытереть их, обернуть бумагой — и ваша батарейка сможет работать. Желательно проколов делать побольше, но осторожно, чтобы не повредить мешочки с углем. Разумеется, накал будет не таким, как от новой батарейки, но вполне достаточным для загорания лампочки или работы транзисторного приемника.
Попутно отмечу, что в журнале «Наука к жизнь» упоминался способ аварийного восстановления свойств разряженной батарейки опусканием в кипящий раствор соли.
Веревочный трап
Взобраться из воды на высокий борт яхты или большого катера нелегко даже тренированному спортсмену. Простои веревочный трап намного упростит задачу. Делается он из трехпрядного троса (растительного или синтетического) диаметром 12—14 мм и дубовых круглых перекладин длиной 300 мм и диаметром 25 мм.
В середину троса маркой заплетается огон. Затем на расстоянии 375 мм одна от другой в пряди троса вставляются перекладины так, чтобы трос обхватывал перекладину по выточке.
Чтобы перекладины не выскакивали и не сползали по прядям, надо наложить марки сверху н снизу. При этом нижняя марка делается усиленной.
Усовершенствованный секундомер для яхтсменов-гонщиков
На парусных гонках секундомер должен давать отсчет оставшегося до старта времени. К сожалению, наша промышленность таких секундомеров не производит. Можно выйти из положения, расставив цифры на шкале секунд в обратном порядке — от 60 до 0. Одновременно на шкале минут трехминутные интервалы следует заменить на пятиминутные.
С таким переделанным секундомером вероятность ошибки при отсчете времени на старте сводится к минимуму.
Сверло из проволоки
Вместо сверла для работ по дереву с успехом можно применить проволоку из твердой стали. Конец проволоки расплющивается молотком и затачивается на наждаке, как показано на эскизе. Разумеется, ширина расплющенной части должна соответствовать диаметру отверстия.
Работать таким импровизированным сверлом лучше на больших оборотах дрели.
Запуск холодного «Вихря»
«Вихрь» будет легче запускаться даже при низкой температуре, если в диффузор карбюратора залить немного бензина через специальную воронку, припаянную к защитной сетке карбюратора (см. рис.). При этом нужно немного наклонить правый борт лодки, чтобы весь бензин попал в смесительную камеру.
Действительно, холодный «Вихрь» требует значительного обогащения топливной смеси, а штатное устройство подсоса не всегда обеспечивает быстрый запуск. Воронка на стенке карбюратора позволит запускать мотор быстрее (если заливать бензин не слишком большими порциями), но в то же время немного снизит его мощность. К тому же предлагаемое устройство требует наличия отдельной емкости для чистого бензина.
Существуют следующие более простые способы обеспечить быстрый и надежный запуск холодного «Вихря» с применением обычной топливной смеси.
1. Наполнив поплавковую камеру с помощью резиновой груши (до появления топлива из контрольного отверстия), нажать на поплавок карбюратора и продолжать подкачку грушей при притопленном поплавке, прикрыв пальцем контрольное отверстие. Это увеличит поступление топлива в смесительную камеру карбюратора и облегчит запуск.
2. Многие владельцы «Вихрей» снимают с бензошланга топливный разъем (ввиду его плохого уплотнения) и надевают шланг прямо на топливный штуцер мотора. В этом случае можно ускорить запуск еще одним способом: наполнив топливом поплавковую камеру, снять со штуцера мотора бензошланг, прикрыть пальцем его отверстие и, подкачивая грушей, направить струю топлива В карбюратор. Надеть шланг на место и завести мотор.
3. Можно впрыснуть топливо в карбюратор с помощью обычной резиновой медицинской груши, шприца и т. п.
Любой из этих способов запуска применим только при заводке холодного мотора.
Ремонт уплотнения картера «Вихря»
В 26 номере сборника конструктор Страшкевич ставит под сомнение целесообразность ремонта картера мотора «Вихрь» с помощью стальных дисков. Между тем три двигателя, отремонтированные подобным образом в 1967—69 г., нисколько не уступают «Вихрям» выпуска 1970 г., что говорит о вполне достаточном количестве смазки для пары золотник — диск и хорошем качестве уплотнения картера.
Износ плоскости картера действительно сильно сказывается на мощности двигателя и, кроме того, ослабляет крепление бронзового кольца в канавке. Золотник вырывает кольцо из канавки, куски его попадают в цилиндры и повреждают ряд деталей кривошипно-шатунно-поршневой группы.
Установка двух дисков вместо уплотняющих колец намного повысила бы надежность двигателя, а незначительное повышение себестоимости перекрылось бы сокращением издержек на гарантийный ремонт.
Предлагаемый Р. В. Страшкевичем вариант ремонта картера обработкой плоскости и установкой пружинных колец слишком трудоемок. Изготовление колец, их запрессовка и последующая обработка требуют токарных работ высокой квалификации. Кроме того, при сборке колец из чугуна с указанными допусками на обработку при перепаде температур в 80° С (сборка при 20° и нагрев при эксплуатации до 100°) трудно получить нужный натяг; может даже появиться зазор. При применении же колец из бронзы обеспечивается натяг от 0,04 до 0,09 мм.
Наш вариант, предусматривающий небольшую доработку картера и применение стальных дисков, представляется более доступным. Диски изготовляются из стали ЭИ-474 или ХВГ, винты крепления дисков ставятся на бакелитовом лаке.