Новичков учат тому, чтобы при гребле лопасть полностью погружалась в воду и в то же время находилась в непосредственной близости от поверхности (речь идет о гребле академической); гребок при этом наиболее эффективен. Посмотрим теперь, насколько традиционная форма лопасти весла способствует этому: конец ее оказывается значительно погруженным в воду, затраты времени на подъем и опускание весла возрастают.
Конечно, грести легче, когда лопасть погружена не полностью, но в этом случае и площадь ее используется не полностью: к тому же создается крутящий момент (сила действия воды на нижнюю половину лопасти больше, нежели на верхнюю), вынуждающий спортсмена прикладывать дополнительное усилие к рукоятке весла.
Попробуйте грести веслами с несимметричной лопастью, верхняя кромка которой при гребке горизонтальна и идет по поверхности воды. Думаю, это убедит вас в том, что и весла еще можно и нужно усовершенствовать. Непременное условие: центр тяжести площади лопасти должен находиться на оси цевья — веретена. Все размеры весла, естественно, согласуются с лодкой.
Обычно при изготовлении весла трудно подобрать подходящую целую доску. Рекомендую склеивать весла из нескольких реек на водостойком клее. Если применяется клей на основе синтетических смол, советую между рейками веретена проложить на всю длину полоски стеклоткани: это значительно увеличит общую прочность весла.
Галанить кормовым веслом
Галанить кормовым веслом — давно известный способ передвижения на воде. Один из читателей английского журнала «Yachting Monthly» предлагает устройство, которое намного облегчает эту операцию. В транцевую доску вставляется штырь из нержавеющей стали с шаром на конце. В вальке сверлится отверстие по диаметру шара. Шар удерживается в отверстии пластиной, изогнутой по кривизне валька и закрепленной четырьмя винтами. Теперь веревочной петлей, надетой на рукоятку, установите глубину погружения весла — и можно галанить!