Уже после опубликования в сборнике №52 статьи «Мотылек — лодка для рыболовов и охотников» нам удалось провести испытания опытного образца беспалубного варианта (модель II) этой глиссирующей 3,5-метровой лодки из легкого сплава. Конструкторы «Мотылька-II» провели на его борту 253 ходовых часа и всесторонне проверили его надежность, удобство эксплуатации, скоростные и мореходные качества.
В затопленном состоянии лодка плавала лишь с небольшим дифферентом, запас плавучести при этом составлял 90 кг, т. е. втрое превышал установленную норму. Когда для проверки аварийной остойчивости К борту затопленной лодки прикрепили 30-килограммовый груз в районе миделя, она накренилась всего на 15°.
С одним человеком на борту под мотором «Вихрь» была зарегистрирована скорость 41,5 км/ч, при увеличении нагрузки до 300 кг (удельная нагрузка 21 кг/л.с.) скорость составила 36,6 км/ч. Однако комиссия, проводившая испытания, отметила при этом, что эксплуатация «Мотылька-II» с 20-сильным мотором требует большого опыта и внимания водителя и потому небезопасна; было рекомендовано разрешить устанавливать на лодку мотор мощностью до 15 л.с.
С мотором меньшей мощности «Ветерок-12» наш «Мотылек-II» также показал достаточно высокие ходовые качества. С одним водителем на борту скорость достигла 34,2 км/ч; при увеличении нагрузки до 256 кг, что соответствовало значению удельной нагрузки 30 кг/л. с., скорость хода составила 28,1 км/ч.
Было установлено, что «Мотылек» обладает хорошей для своего класса мореходностью. Глиссирует лодка устойчиво, не дельфинирует, идет с незначительным дифферентом на корму. Волна высотой 0,2—0,3 м практически не ощущается на любых курсах, а вот при высоте волны свыше 0,5 м лодка довольно жестко ударяется о гребни средней частью днища. На малом ходу «Мотылек» легко, не зарываясь, всходил и на метровую волну. Кокпит остается сухим, если только сильный боковой ветер не заносит сюда брызги. Следует особо отметить, что мотолодка легка в управлении и хорошо держится на курсе при любых направлениях относительно бега волн.
Для проверки безопасности на предельных скоростях были проведены специальные испытания лодки при пересечении ею большой волны от проходящих судов. С водителем и одним пассажиром «Мотылек» на полном газу шел по волне и пересекал ее, выполнял резкие повороты.
Ресурсные испытания лодки, несмотря на рекомендации комиссии, проводились под «Вихрем». Тщательный осмотр конструкции проводился через каждые двадцать — тридцать ходовых часов. Транец пришлось подкреплять — были приварены кницы в районе кормовых ручек, усилен свободный фланец старн-кницы, поставлены накладки и на верхнем фланце самого транца; кроме того, пришлось ремонтировать деформированные флоры шп. 7 и 8. Выявленные дефекты появились в основном из-за отступлений от технических условий при сборке и сварке корпуса. Стоит еще отметить, что поверхности днища и бортов имели вмятины и бухтины, ухудшающие не только внешний вид, но и ходовые и стартовые качества лодки.
В целом результаты испытаний оправдали наши ожидания. Выявленные дефекты могут быть устранены при запуске «Мотылька» в серию; после некоторой доработки конструкции удастся несколько снизить и вес.