Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Техника плавания / 1977 год / Счисление случайной лавировки в открытом море
    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Штормование яхт в открытом море
    Испытания швертбота типа «ЛЭС-750» в открытом море
    Эрнест Хемингуэй и море
    Жульнические операции на море
    Волга — Ветлуга — Унжа — Горьковское море — Волга
    На швертботе «Мышка» на Азовское море
    Мнение о «фолькботах» в море от спортсменов ДСО «Спартак»
    Яхта «Лоцман» на Азовском море
    Знаменитые писатели и море — Ги де Мопассан и Леонид Андреев
    Смерч в море является злейшим «врагом № 1»
    Соревнование парусных байдарок на Московском море в 1974 году
    Идея быстроходного катера для выхода в море
    Открытие навигации на Черном море Георгием Семеновым
    Сигналы бедствия на море и других водоемах


    Счисление случайной лавировки в открытом море

    Год: 1977. Номер журнала «Катера и Яхты»: 66 (Все статьи)
              0


    Плавание на яхте в открытом море при неустойчивых по силе и направлению ветрах сильно затрудняет навигацию. При встречном ветре рулевому приходится часто менять курс, уходить от шквалов или дрейфовать при продолжительном усилении ветра. Плавание в таких условиях не похоже на обычную лавировку. Оно скорее напоминает блуждание вдоль линии генерального компасного курса (ГКК) и порождает у судоводителя сомнения — правильно ли учтен пройденный путь? Чтобы избавиться от этой неуверенности, прибегают к частым определениям места судна, вплоть до астрономических, и совершенно незаслуженно пренебрегают навигационными методами счисления.

    Информация об изображенииПримерная схема путевой прокладки
    Примерная схема путевой прокладки
     
    В мореходной практике обычно пользуются приближенными способами определения места судна по счислению, когда либо один, либо оба параметра места определяются «на глаз». Как правило, одним из этих параметров является счислимое расстояние, реже — компасный пеленг или курс, которые можно учесть достаточно точно по компасу. Ошибку в измерении пройденного расстояния неопытным штурманом при использовании такого простейшего способа замера скорости, как голландский лаг, оценивали примерно в 20%. Однако на практике результаты такого плавания по счислению приводили к парадоксальным, на первый взгляд, результатам: чем чаще изменялся курс н чем большее число приближенно определенных прямолинейных отрезков пройденного пути было нанесено на карту, тем точнее оказывалось место судна после определения его по береговым ориентирам. Никакого парадокса здесь нет. Дело в том, что ошибки в счислении курса и пройденного расстояния представляют собой категорию случайных ошибок, имеющих равновероятное отклонение как в одну, так и в другую сторону. Чем большее количество перемен курса и скорости учитывается в плавании, тем больше вероятность, что случайные ошибки в счислении пути взаимно уничтожат друг друга.

    Обычный магнитный компас позволяет достаточно точно учитывать курс яхты. Ошибки возможны при определении скорости движения либо при отсчетах лага (от которых зависит счисление расстояния), а также при учете ветрового дрейфа и сноса течением. Очевидно, что влияние случайных ошибок тем больше, чем больше протяженность маршрута по ГКК.


    Эти утверждения не голословны. Нам довелось проверить их во время двух плаваний через Азовское море на небольшой крейсерской яхте типа «Капелла». Ветра на Азовском море в период циклонов сильны и неустойчивы по направлению, т. е. плавания проходили именно в тех условиях, которые оговорены в начале статьи. Счисление велось в виде периодической прокладки на карте «рыскания» вдоль ГКК по приближенным параметрам — компасному курсу (КК) и средней скорости за определенный промежуток времени, непосредственно снимаемых со шлюпочного путевого компаса и лага. Вахтенный рулевой самостоятельно усреднял и записывал фактические параметры в специальный бланк таблицы счисления (см. таблицу). В графе «Судовое время» указывался момент времени начала плавания определенным курсом. Во вторую графу вписывался усредненный компасный курс по данным начала и конца плавания. Средняя скорость вписывалась в строку момента начала плавания. Если, например, начиная с момента судового времени 21 ч 00 м яхта в течение пяти часов (до 02 ч 00 м) шла переменным курсом, причем первые 2 ч 15 м КК был 345°, а затем — 5°, рулевой самостоятельно вписывал усредненный КК 355°, указывая против начального судового времени среднюю скорость за пять часов — 2,7 уз. Опыт плаваний по Азовскому морю убедил нас в том, что, постоянно наблюдая метеорологическую обстановку, характер и направление движения судна, именно рулевой располагает наиболее полной и оперативной информацией для разумного усреднения фактических параметров счисления.

    Перед прокладкой эти данные периодически обрабатывались во второй части той же таблицы — выполнялось исправление румбов и вычисление пройденного каждым курсом расстояния. Например, для судового времени 21 ч 00 м и усредненного КК 355° вписывался соответствующий ИК 359,8°. Пройденный за пять часов путь S = 2,7 уз X 5 = 13,5 мили вписывался в строку момента конца плавания этим курсом — 02 ч 00 м. В последнюю графу заносился нарастающий итог пройденного пути.

    Такой прием периодической прокладки с использованием таблицы счисления возможен при плавании вдали от навигационных опасностей. Он позволяет избежать частой работы с картой и существенно облегчает плавание при малочисленном экипаже. Тем не менее, этот метод не может исключать обычной прокладки по карте.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +2

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Столик на мотолодке «Прогресс-2»
    Сигналы бедствия на море и других водоемах
    Полезные мелочи: весла, кисть, рули, стопор для двери, вага...
    Вихревая насадка на карбюратор «Вихря»
    Консультации конструктора по моторам «Вихрь»
    Парусное вооружение виндсерфера для тренировок зимой
    Недорогие гаражи для хранения моторных лодок
    Авария польской яхты «Барборка»
    Опыт освоения некоторых фигур воднолыжника
    Полезные мелочи: сиденье, фиксатор карты, тележка для лодок...
    Вариант электрооборудования мотолодки
    Автоматическое рулевое устройство для яхты
    Электронный авторулевой «Ауто Хелм»
    Установка мотора за кормой байдарки
    Консультации конструктора по моторам «Нептун» и «Ветерок»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Счисление случайной лавировки в открытом море

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Техника мореплавания: спутниковые навигационные системы
    Автоматическая осушительная помпа «тумбаленс»
    Удаление старой краски химическим способом
    Ремонт декоративного покрытия судов из стеклопластика
    Очистка металла от коррозии перед покраской
    Швартовно-якорная вьюшка под палубой
    Консультации по двигателям «УД-2», «СМ-500В» и «Вихрь»
    Модернизация редуктора мотора «Москва-25А»
    Упрощение разборки моторов «Вихрь»
    Правила шлюзования маломерных судов
    Консультации по двигателям «Л-6/3» и «Л-12/4».
    Опыт постройки подвесного паруса
    Полезные мелочи: моторный отсек, ветровое стекло, рецепты...
    Организация кооперативной лодочной стоянки
    О точности радиопеленгования на яхте


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 47 + 20 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории