Еще раз о каюте
В сборнике не раз сообщалось об оборудовании серийных мотолодок каютами и рубками (см., например, сборники №68, №72 и №79). О преимуществах, которые они предоставляют своему владельцу, говорить уже не надо.
Как правило, любители сами конструируют из подручных материалов каюты и рубки. Наш читатель В. П. Наумов из Ростова-на-Дону пошел другим путем: на серийную «Казанку-5», на которой его не устраивал только штатный тент, он установил серийную каюту от «Прогресса-4» и проплавал на усовершенствованном судне уже две навигации.
Правда, уплатить за каюту пришлось ее полную стоимость — 150 руб., а получить удалось лишь голые стены: ни стекол, ни крепежа при продаже ему не дали. Работники торговли уверяли, что каюта поступает именно в таком виде.
В дальнейшем выяснилось, что каюты комплектуются и поступают в магазины вместе с мотолодками, причем детали кают раскладываются по отдельным багажникам мотолодки и пломбируются. Естественно, вскрывать пломбы продавцам не хочется. Поэтому желательно, чтобы каюты комплектовались отдельно. Это будет выгодно и заводу, и покупателю. Владельцы не только «Прогрессов-4», но и Других мотолодок смогут оборудовать свое судно надежным укрытием.
Буйреп не нужен
Если судно встает на якорь в месте, где имеется вероятность его заклинивания среди подводных скал или в мусоре на дне акватории, то предусмотрительный капитан снабжает якорь буйрепом — длинным концом с поплавком, потянув за который можно легко освободить якорь.
Якорь любого типа с поворотными лапами можно снабдить двойным веретеном, свободно вращающимся относительно оси лап. Обычное веретено 4, имеющее ограниченный поворот относительно плоскости лап, соединяется с двойным веретеном посредством срезного штифта 3 и ролика 2. Если якорь заклинит, экипаж может приложить достаточно большие усилия к якорной цепи — в результате преодоления силы трения между поверхностью ролика 2 и концом штока 4 штифт 3 будет срезан. Дав теперь судну задний ход, якорь можно легко вытащить из камней.
Для того чтобы не искать новый штифт в случае необходимости повторной постановки на якорь, запасной хранится здесь же, в отверстии 1 в двойном веретене.
Удобный крюк для швартовки
Показанный на эскизе крюк существенно упрощает операции при швартовке катеров и яхт к бую или швартовному рыму, закрепленному на причале. Состоит он из трубчатого тройника 2, насаженного на древко 1 подходящей длины. В поперечную трубку 3 тройника продевается скоба 4, изготовленная из стального прутка диаметром 10—12 мм, которая свободно скользит в трубке. Зазор между концами скобы подбирается таким образом, чтобы в него свободно проходил швартовный канат, когда тройник сдвинут полностью на одно из плечиков скобы.
Принцип действия ясен из рисунка. Надев на скобу коуш швартова, скобу заводят за рым. Затем, сдвинув при помощи древка тройник на другое плечико скобы, выводят крюк из рыма, одновременно продергивая в него швартов. Теперь конец каната можно поднять на палубу и заложить его «серьгой». Крюк оказывается полезным и для освобождения якоря, запутавшегося за какой-либо трос в гавани, и для других подобных работ.
Упрощенный шарнир для виндсерфера
Благодаря простой конструкции шарнира для мачты, которую мы сделали на своем виндсерфере, обеспечиваются вращение мачты и наклон ее в любую сторону.
Конструкция состоит из втулки (или обрезка трубки подходящего диаметра) 1 с приваренным к ней фланцем 2. Во втулку вставляется рым-болт 3, имеющий буртик, а в отверстие рыма — ушко 4, согнутое из 6-миллиметровой проволоки и приваренное затем к стакану 5.
Мачта вставляется в этот стакан и фиксируется в нем шплинтом 6.
Как «законтрить» талреп
Предотвратить самопроизвольное отвинчивание талрепа открытого типа можно при помощи кольца, согнутого из пружинящей стальной проволоки диаметром 1,5—2 мм (см. эскиз). Для его установки на конце резьбового стержня необходимо просверлить соответствующее отверстие.
Если талреп изготовлен из простой стали, полезно смазать резьбу консистентной смазкой и обмотать талреп липкой лентой.
Складной упор для гребца
Обычный упор для ног гребца, который крепится к сланям лодки, становится помехой при рыбной ловле, хождении под мотором и т. п. Если же сделать упор съемным, то часто его некуда положить в лодке.
Мы оборудовали свою лодку складным упором. Он состоит из двух створок 1 (их можно вырезать из листа легкого сплава толщиной 2 мм или из 6-миллиметровой фанеры), полосы брезента 2, штыря 3 и петель 4, которые крепятся к сланям. Штырь вставляют в трубочки, образованные отогнутыми лапками на створках, в результате получается шарнир. Кромки брезента крепят к створкам на заклепках через прижимные дюралевые планки 5 сечением 2X15 мм. Наклон упорной створки можно регулировать подбором ширины брезента. У нас она оказалась равной 350 мм.
В сложенном виде упор лишь не намного выступает над пайолом.
Тримплен
Задранный кверху нос, будто уходящая под воду корма небольшой лодочки с захлебывающимся от натуги маломощным мотором... Кому из водномоторников незнакома такая картина?
Причина этого явления известна — площади опорной поверхности, на которой возникает гидродинамическая подъемная сила, при имеющейся мощности оказывается недостаточно, чтобы заставить лодку надежно глиссировать.
Тримплен — под таким названием появилось в Швеции устройство, помогающее без каких-либо переделок избавиться от этого недостатка. Его устройство и способ крепления на антикавитационной плите подвесного мотора ясны из рисунка.
Тримплен — своеобразная транцевая плита. При движении на нем появляется дополнительная гидродинамическая сила, которая уменьшает ходовой дифферент и помогает короткому суденышку выйти на глиссирование. Увеличивается скорость, уменьшается расход горючего, гребной винт более надежно защищен от нежелательной кавитации,
В Швецию тримплен импортируется американской фирмой под названием «Doel-fin». Стоимость его 450 шведских крон.