3 свое время я переделал 4-сильный (при 6500 об/мин) двигатель от чехословацкого легкого мотоцикла «Ява-50» типа 20 в подвесной мотор для легкого разборного прогулочного катамарана. Не без колебаний пришел к выводу, что стоит сохранить на моем лодочном моторе «мотоциклетный» принцип газовыпуска — в воздух. Это давало, по меньшей мере, три преимущества: исключалось попадание продуктов сгорания в воду, появлялась возможность применить более совершенную «закрытую» настроенную систему газовыпуска, мотор можно было заводить на берегу.
Первое время мотор эксплуатировался со случайным — ненастроенным глушителем. В 1977 г. я изготовил настроенный глушитель, который может быть рекомендован для установки на наши серийные 2—5-сильные моторы.
Глушитель состоит из двух частей — мощностной и глушащей, объединенных в одно целое. Мощностная часть представляет собой обычную «закрытую» систему общей длиной 1030 мм, состоящую из прямой выпускной трубы; диффузора, создающего отраженную волну разрежения; камеры расширения 2 и конфузора 4, создающего отраженную волну давления.
Диффузор имеет квадратное поперечное сечение и изогнут на 180°, что позволило значительно сократить габариты глушителя и упростило крепление его к цилиндру. Конфузор сделан передвижным; это дает возможность устанавливать во время работы мотора оптимальную длину мощностной части глушителя. Конфузор обмотан стеклотканевой лентой, на поверхность которой подается небольшое количество воды. Испаряясь, вода охлаждает конфузор и, кроме того, способствует сдвигу резонансной частоты всей системы в область более низких частот.
Глушащая часть охватывает камеру расширения и конфузор снаружи. Такое решение также сокращает общие габариты глушителя. Камера глушителя 5, имеющая объем около 1.5 л, внутри выложена стекломатом, который зафиксирован пружинными стальными кольцами. Стекломат активно глушит шум выпуска и демпфирует собственные колебания стенки камеры.
Глушитель разборный. Изготовлен он из нержавеющей стали толщиной 0,5—0,6 мм. Вес глушителя — 1.5 кг.
Эффективность настроенного глушителя оказалась очень высокой. Если с прежним ненастроенным глушителем гребной винт диаметром 161 и шагом 187 мм при нагрузке два человека был слишком «тяжелым» (Максимальное число оборотов коленчатого вала 4500 об/мин, скорость катамарана 17 км/ч), то с настроенным тот же винт при той же нагрузке стал значительно «легче»: число оборотов возросло до 5800, а скорость — до 20 км/ч. С одним водителем на борту (и с тем же винтом) число оборотов возросло с 5200 до 6200, скорость — с 20 до 24 км/ч.
Исходя из уже многолетнего опыта эксплуатации этого подвесного мотора, полностью поддерживаю высказанную в статье «Проблемы чистого мотора» (сборник №60) мысль о необходимости серьезного рассмотрения возможности выпуска отработавших газов в воздух на серийных подвесных моторах различной мощности. Думаю, что при этом никакие возражения технического порядка (например, ссылки на усложнение конструкции, повышение металлоемкости) не должны приниматься во внимание.