После замены золотниковых шайб на «Вихре-М» появилась вибрация двигателя и выхлоп из карбюратора. В чем причина?
Причина или в неправильной сборке коленчатого вала, или в неправильной установке золотниковых шайб. Торцевые шлицы коленчатого вала должны быть соединены так, чтобы имеющиеся на щеках риски совпадали (рис. 1).
Золотниковые шайбы изготавливаются двух видов — верхние и нижние. Если их поменять местами, это, как правило, и приводит к выбросу пламени из карбюратора. Правильная установка шайб показана на рис. 2. Характерным признаком отличия шайб является положение скоса кромки.
Как правильно замерить зазор в стыке поршневого кольца мотора «Вихрь-М»?
Для определения износа поршневого кольца и решения вопроса о возможности его дальнейшей эксплуатации необходимо знать величину зазора в его стыке. Если величина зазора находится в допустимых пределах, кольцо заменять не нужно.
Величина износа поршневого кольца характеризует изношенность ходовой части двигателя и является одним из самых простых способов суждения о компрессии двигателя — существенном факторе, от которого зависит мощность.
Поршневое кольцо вставляется в цилиндр двигателя без перекоса и выравнивается путем продвижения в нем на 10—15 мм торцом поршня со стороны юбки. После этого, как показано на рис. 3, путем подбора необходимой ленты наборного щупа замеряется величина зазора.
Зазор в стыке поршневого кольца у совершенно новых двигателей «Вихрь-М» и «Вихрь-30» должен быть равен 0,3+0,2 мм; максимально допустимая величина зазоров у колец работавших двигателей — 1,0 мм. Если зазоры более указанных величин, поршневые кольца подлежат замене. Вставив новое поршневое кольцо, не забудьте сразу же замерить зазор в его стыке.
При работе двигателя износу подвергается не только поршневое кольцо, но и зеркало цилиндра. Возможен случай, когда в результате сильного износа при длительной эксплуатации двигателя обеспечить правильную величину зазора в стыке поршневого кольца путем его замены не удастся. Может оказаться, что потребуется и замена цилиндра, хотя, как показывает опыт, до замены цилиндров обычно приходится заменить весь комплект поршневых колец один или даже два раза.
Как правильно определить пригодность крыльчатки водяного насоса «Вихря-М»?
Во всех моторах семейства «Вихрь» крыльчатки водяного насоса одинаковы и представляют собой бронзовую ступицу, залитую в резиновую смесь, образующую шесть лопастей. При вращении этих лопастей в эксцентричном корпусе вода подается в систему охлаждения.
При ремонте двигателя для обеспечения надежной работы насоса необходимо тщательно проверить состояние лопастей и ступицы. Не должно быть порезов и трещин в резине, выкрашиваний по рабочим торцам. Резина должна сохранять первоначальную эластичность.
Вынутая из корпуса крыльчатка должна в течение непродолжительного времени полностью восстановить прямолинейность лопастей. Если этого не происходит, крыльчатка к дальнейшей эксплуатации непригодна (рис. 4). Важно еще при установке крыльчатки в корпус насоса дать правильную закрутку лопастям, как показано и а рис. 5.
Каково влияние износа золотниковых шайб на работу двигателя «Вихря»?
Золотниковые шайбы 2.131-001 и 2.131-002, установленные в верхней и нижней кривошипных камерах моторов типа «Вихрь», предназначены для распределения и регулировки количества топливовоздушной смеси по цилиндрам двигателя. Имеющиеся прорези на золотниковых шайбах, открывая и закрывая входной канал подачи смеси из карбюратора, обеспечивают фазы работы двигателя. Чтобы не было перепуска смеси между рабочим торцом картера и золотниковой шайбой, она прижимается к торцу двумя пружинными шайбами 2.131-003 и 2.131-004.
При износе рабочего торца золотниковой шайбы или ухудшении пружинящих свойств прижимных шайб через образующийся зазор между золотниковой шайбой и плоскостью картера начинается перепуск топливо-воздушной смеси. Это нарушает состав и количество поступающей в цилиндры смеси; кроме того, снижается давление в кривошипной камере картера и, как следствие, уменьшается производительность топливного насоса.
Все это в конце концов приводит к потере мощности двигателя.
В результате длительной (в течение восьми лет) эксплуатации в маховике моего мотора сильно «разбило» шпоночный паз. Можно ли его восстановить?
Маховики всех моторов, в том числе и «Вихря», являются особо опасными деталями, так как вращаются с большой угловой скоростью. Поломка их может привести к весьма нежелательным последствиям, поэтому ремонтировать маховик с сильно деформированным шпоночным пазом, а соответственно и с уменьшенной прочностью его ступицы не рекомендуется.
1. Можно ли применять для эксплуатации моторов «Вихрь» масло АС-8 или ДС?
2. Я приобрел для «Вихря» гребной винт серого цвета. Совпадают ли его данные с характеристиками обычного штатного винта?
1. Применение рекомендуемых инструкцией сортов бензина и масла оказывает первостепенное влияние на долговечность мотора. Подбор сорта масла особенно для двухтактного двигателя, в котором происходит и его сгорание, весьма кропотливая и длительная работа. Производить какие-либо самостоятельные замены нельзя: даже кажущиеся более высококачественными сорта масел могут оказаться совершенно неподходящими по каким-либо из показателей, характеризующих смазывающие свойства масла, его зольность, сгораемость при рабочих температурах в цилиндре, качества имеющихся присадок и т. д.
Например, упомянутое масло АС-8, имеющее близкие к АС-10 показатели, оказалось для «Вихря» непригодным.
Лучшие смазывающие свойства имеют масла типа М6ГИ, М12ГИ, М10ГФ, но для двухтактных двигателей семейства «Вихрь» и они неприменимы, поскольку имеющиеся в них присадки при сгорании приводят к - заклиниванию ходовой части двигателя.
Лучше всего эксплуатировать моторы семейства «Вихрь» на рекомендованных хорошо проверенных маслах марок АСЗп-10 или АС-10. Этим вы продлите моторесурс двигателя и избежите возникновения различных неполадок в его работе.
2. Гребные винты для моторов «Вихрь» всеми заводами, имеющими право их производства, т. е. согласовавшими выпуск винта с предприятием — изготовителем мотора, окрашиваются только в красный цвет. Характеристики вашего нового винта нам неизвестны.
Мой мотор в тихие дни работает нормально, а вот в ветреную погоду поплавок карбюратора тонет, двигатель работает плохо. В чем причина?
Для движения лодки в глиссирующем режиме на тихой воде требуется меньшая мощность двигателя, чем для хода по волне в ветреную погоду. Соответственно и расход горючего в плохую погоду возрастает, однако на вашем моторе топливный насос не обеспечивает нужного увеличения производительности, в результате чего поплавок тонет.
Для нормальной работы двигателя необходимо заменить или отремонтировать топливный насос.