Читатель Ю. А. Хватов из г. Коврова интересуется, целесообразно ли устанавливать на моторе «Нептун-23» карбюратор К62 от мотоцикла «Восход-3» — по аналогии с карбюратором «Йиков», принцип установки которого изложен в сборнике №72
Прежде чем ответить на этот вопрос, следует напомнить основные функции, которые должен выполнять карбюратор. Коротко их можно сформулировать следующим образом: приготовление оптимальной смеси в широком диапазоне изменения нагрузок и частоты вращения двигателя.
При работе на малых оборотах и нагрузках (холостой ход) необходима обогащенная смесь: в цилиндре после такта «выхлоп» остается большое количество газов, поэтому для организации нормального процесса сгорания необходима смесь с несколько большим содержанием топлива. При работе двигателя в области средних нагрузок (30—80% от максимальной) оптимальной будет обедненная смесь, за счет которой можно сэкономить 15—25% топлива. На режимах максимальных нагрузок оптимальной становится обогащенная смесь, которая позволяет получить максимальную мощность и способствует снижению тепло-напряженности двигателя.
Наиболее полно этим требованиям удовлетворяют карбюраторы автомобильных двигателей. Они весьма сложные по конструкции, однако сложность эта вполне оправдана, так как двигатель автомобиля большую часть времени работает на средних нагрузках и холостом ходу. Добавим, что автомобильные двигатели оказываются наиболее экономичными именно при работе на средних нагрузках.
В отличие от автомобильных двигателей, высокофорсированные двухтактные двигатели подвесных моторов, особенно имеющие широкие фазы газораспределения и золотник, на частичных нагрузках весьма неэкономичны. Это объясняется потерями свежей топливном смеси в выхлоп и большим количеством остаточных от предыдущего цикла газов. Поэтому особого выигрыша от применения обедненной смеси на частичных нагрузках у подвесных моторов не будет.
Рассмотрим это на примере. Если на одной легкой лодке установить «Нептун-23», а на другой — «Ветерок-12», обе будут глиссировать с одинаковой скоростью, при этом «Нептун» будет развивать только половину своей мощности. Как бы мы не регулировали карбюратор «Нептуна», лодка с «Ветерком» будет расходовать заметно меньше топлива, несмотря на менее совершенную систему продувки двигателя у «Ветерка». Таким образом, наиболее целесообразным и наиболее распространенным режимом работы подвесного мотора является режим максимальной мощности или близкий к нему. А это значит, что на подвесном моторе достаточно установить карбюратор, позволяющий осуществлять тонкую настройку только в одном режиме — максимальной мощности, для остальных режимов достаточно приближенной настройки.
Обычно первую часть требования лучше всего выполняет штатный карбюратор, установленный на моторе. Карбюратор работает в нестационарном — пульсационном режиме, поэтому перестановка карбюратора с одного двигателя, где он обеспечивает заданный состав горючей смеси, на другой, пусть даже аналогичной мощности, но имеющий другую впускную систему или другие фазы газораспределения, может привести к тому, что состав смеси изменится. Напомним, что работа в режиме максимальной мощности на нормальной и тем более — обедненной смеси снижает мощность двигателя и его надежность в связи с повышением теплонапряженности, хотя и позволяет снизить расход горючего. Поэтому эксплуатировать «Нептун-23» на полной мощности при обедненной смеси во избежание прогара поршней нельзя.
В карбюраторе К36Л регулировка состава смеси производится при помощи иглы, однако на режиме максимальной мощности это зачастую недостаточно эффективно. Кроме того, при изменении температуры окружающего воздуха должна измениться и производительность жиклера, поэтому в целях тонкой настройки карбюратора целесообразно применить регулируемый жиклер. Можно установить и воздушную заслонку для облегчения запуска в холодную погоду, хотя, на наш взгляд, сложность запуска «Нептуна» в основном связана с системой зажигания.
Своевременная регулировка зажигания, подбор и полировка винта, своевременная замена сальников, поршней и колец оказывают на эффективность работы мотора как правило большее влияние, чем доработка карбюратора (если на нем ошибочно не был установлен другой жиклер).
Существует мнение, что повысить эффективность работы двигателя можно за счет более тонкого распыления топлива — так, чтобы к моменту попадания в цилиндр топливо полностью испарялось (см., например, статью «Вихрю» — вихревой карбюратор», опубликованную в сборнике №55). Однако применение таких карбюраторов только увеличивает тепло-напряженность двигателя, так как теплота испарения заимствуется из стенок всасывающего тракта, охлаждая его. При «влажной» смеси, когда частицы топлива распылены не слишком мелко, основное испарение происходит в цилиндре, благодаря чему понижается. температура наиболее теплонапряженных деталей двигателя.