Конструкция швертового колодца проста в изготовлении и удобна при эксплуатации. Корпус его дюралевый, состоит из двух стенок, уголков и вставок (см. рис.).
При изготовлении колодца следует прежде всего к стенкам приклепать уголки, причем с внутренней стороны заклепки должны быть впотай. Для герметичности все детали необходимо соединить при помощи эпоксидной смолы или другого герметика.
Для крепления колодца к байдарке надо на горизонтальных полочках уголка просверлить отверстия диаметром 3—4 мм, а также изготовить носовой и кормовой упоры и планку крепления снизу.
Конструкцию штатного кильсона требуется несколько изменить: убрать поперечную планку крепления второго шпангоута; во второй от носа части кильсона убрать две поперечные планки, третью заменить кормовым упором.
Первоначальная установка швертового колодца производится следующим образом. Прежде всего нужно собрать носовую секцию без второго шпангоута и вставить в оболочку, а затем вставить шпангоут, стрингера и привальные брусья (в конструкции автора для удобства сборки спилены паучьи крепления продольных связей). После, этого в носовую часть кильсона следует вставить передний упор и сдвинуть его к корме — так, чтобы шпангоут своими цапфами заходил в вырезы планки, а упор вырезами на боковых уголках надевался на цапфы кильсона и фиксировался двумя винтами с барашками.
Теперь можно собирать полностью всю байдарку. Для этого колодец надо установить в вырез в передней планке и разметить положение заднего упора, который своим вырезом также надевается на колодец. Задний упор следует закрепить на кильсоне шурупами.
В процессе эксплуатации сборка производится аналогично, с той лишь разницей, что передний упор не сразу устанавливается на место, а первоначально «наживляется» на цапфы шпангоута и кильсона (окончательно на место сдвигается после установки колодца).
Отверстия в оболочке надо прошить по отверстиям в уголках колодца, для чего со стороны днища необходимо приложить нижнюю планку и стянуть ее при помощи винтов с потайной головкой с колодцем. Под нижнюю планку рекомендуется приклеить отрезок резины размером 50X8 см. Чтобы обеспечить герметизацию, нижнюю планку и болты нужно ставить на эпоксидном клею.
После того как высохнет клей, острым ножом надо прорезать в резине соответствующее планке отверстие.
Шверт изготавливается из дюралюминия толщиной 4 мм с планками по верхней кромке, предохраняющими его от проскальзывания в колодец. На задней кромке шверта делается два (или несколько) запилов, которые позволяют регулировать погружение.
Технологические операции изготовления рангоута и швертового колодца в основном выполняются в домашних условиях, что имеет немаловажное значение для любителей водного туризма.
Результаты эксплуатации байдарки в течение сезонов 1974—1977 г. показали, что конструкция швертового колодца вполне выдерживает динамические нагрузки при большом ходе, при сильных боковых ветрах и даже при столкновении, например, с плавающими корягами и т. д.
Колодец следует размещать между ногами переднего гребца, переместив при этом спинку его сиденья на 30—40 см назад, а управление педалями передать заднему гребцу.
По сравнению со шверцами эффективность шверта намного выше: при крене он не выходит из воды, байдарка устойчива на крутых к ветру курсах, послушна на руле. При вытравленном на 15—20 см шверте байдарка не раскачивается при гребле.
При длительных переходах на веС-лах колодец можно снять, а швер-товую щель заглушить накладкой, которая имеет такую же форму, как нижняя планка, но без щели.
Подобная конструкция шверта нами опробована на трех байдарках типа «Салют», а также на байдарках типа «Колибри».