Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Техника плавания / 1982 год / Техника воднолыжного фигурного катания
    Краткое оглавление
    Поворот как система движений Фазы поворота


    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Техника фигурного катания на водных лыжах
    Техника фигурного катания на водных лыжах (часть вторая)
    Запись программ воднолыжного фигурного катания
    Техника воднолыжного слалома
    Техника воднолыжного слалома (второй выпуск)
    О технике воднолыжного спорта
    Техническая оснастка воднолыжного спорта
    Оборудование трассы для воднолыжного слалома
    Зарождение английского воднолыжного спорта
    Итоги воднолыжного сезона 1967 года
    Будем учиться на ошибках спортсменов воднолыжного спорта
    Десять лет советского воднолыжного спорта
    Состояние воднолыжного спорта в Японии в 1972 году
    Олимпийская техника на XX олимпиаде в Киле


    Техника воднолыжного фигурного катания

    Год: 1982. Номер журнала «Катера и Яхты»: 97 (Все статьи)
              0


    Фигурное катание относится к наиболее сложным видам произвольных упражнений в современном спорте. Основу фигурного катания составляют повороты, поэтому с них мы и начнем разговор о технике этого вида воднолыжного многоборья.

    Поворот как система движений


    Поворот на водных лыжах — сложная система взаимосвязанных движении. В этой системе различают ее двигательный состав — частные движения, элементы, и ее структуру — способы объединения элементов, их взаимодействия.

    Информация об изображенииГеннадий Важник демонстрирует одну из сложнейших фигур своей программы
    Геннадий Важник демонстрирует одну из сложнейших фигур своей программы
     
    Иной раз бывает достаточно изменить хотя бы один элемент, и это отразится на всей системе в целом; в одних случаях — вызовет целую серию ошибок, в других, наоборот, позволит устранить допущенные ранее. Важно помнить, что все движения взаимосвязаны и очень сложно влияют друг на друга.

    Чтобы построить заданную систему движений, мало знать, из каких элементов она должна состоять. Необходимо ясно представлять место, значение каждого элемента с учетом связи с другими элементами, иначе говоря. — представлять структуру системы в целом.

    Формируя систему движений, добиваются ее целостности, слитности, что проявляется прежде всего в целенаправленности всех движений: ничего лишнего, только самое эффективное! Но невозможно добиться целостности, не отработав тщательно составляющие систему части.

    Итак, для отработки поворота надо знать, из каких движений — элементов он состоит и, главное, надо научиться в совершенстве управлять ими, знать, на что обращать особое внимание, в какой последовательности и как переключать это внимание. В результате тренировок должен наступить этап, когда вся структура уже закрепилась настолько, что внимание освобождается для решения тактических задач, спортсмен при выполнении программы чувствует себя раскованным.

    Есть еще одни очень важный вопрос. Вполне понятно, что такая сложнейшая система движений, как поворот, но может повторяться абсолютно точно. В каждом последующем элементе появляются отклонения в рисунке движения, мгновенных позах, скоростях, приложенных силах. У малоопытного спортсмена неточность, вариативность движений бросается в глаза. У квалифицированного лыжника эти отклонения на первый взгляд незаметны. Однако, стоит точно зарегистрировать характеристики движений в пространстве и во времени, записать прилагаемые к лыжам и фалу усилия (современная техника позволяет тренеру это делать), — как и у лучших фигуристов Европы и мира обнаруживается вариативность движений. Хорошо это или плохо? Необходима ли полная повторяемость движений, нужно ли бороться с отклонениями?

    Практика п экспериментальное изучение этого вопроса показывают, что без определенного рода изменении обойтись невозможно. И прежде всего — без приспособительных изменений. Тонкое приспособление к многочисленным помехам и изменяющимся условиям позволяет обеспечить стабильность всей системы движений в целом и сохранить неизменным главный ее показатель: время поворота.

    Неизбежно существует еще и случайная изменчивость: это значит, что приспособительное изменение вовремя по сработало, и помехи вызвали ужо вредное отклонение. Не все случайные отклонения одинаково важны. Одни из них, действительно, мешают согласованию движений, снижают скорость поворота. Но есть немало и случайных, несущественных отклонений: не при каждом движении и не в каждый момент необходима «абсолютная» точность, несущественные отклонения можно оставлять без внимания.

    Однако на любое случайное существенное отклонение должна возникать своевременная реакция, в первую очередь, направленная на прекращение этого отклонения, что, в свою очередь, помогает в известной мере предотвратить дальнейшие нежелательные изменения в последующих движениях. Хотя такие реакции и называют коррекциями-поправками, по при запаздывании они нередко оказываются поправками «вдогонку».

    Важно понять, что стабильность поворота (стабильность выполнения программы) проявляется в его устойчивости в целом к сбивающим воздействиям. А эта устойчивость создается отработкой топкой и точной приспособительной изменчивости. Ее надо вырабатывать, воспитывая тонкое чувство воды, равновесия, ритма, темпа, усилий, точности движений. Для этого особенно важно научиться одинаково хорошо чувствовать себя на любой воде и на любых скоростях буксировщика (разумеется, в пределах, установленных правилами). Многообразие условий, при которых лыжник должен, тем но менее, выступать устойчиво и уверенно, трудно перечесть и оценить. Поэтому в последующем изложении, когда придется характеризовать определенные величины (параметры), мы будем приводить не одну цифру, а две — указывая границы отклонений, диапазон, в котором располагаются оптимальные характеристики, обеспечивающие наибольшую скорость выполнения поворота.

    Информация об изображенииАлександр Минёнок устанавливает национальный рекорд в фигурном катании
    Александр Минёнок устанавливает национальный рекорд в фигурном катании
     
    Нередко считают, что, поскольку существуют индивидуальные различия, совершенно различна и техника спортсменов. Но ведь сильнейшие спортсмены по уровню своей физической подготовки отличаются довольно мало. Законы биомеханики одинаковы для всех и действуют объективно. Когда мы знаем эти законы, возможности их использования становятся шире, когда же знаний мало, ведущую роль играет опыт. Так росли предыдущие поколения воднолыжников. Но и сейчас, когда уже накоплено немало точных знаний, практический опыт по-прежнему стоит на первом месте. Что он дает? Жители ряда южных стран имеют исключительно благоприятные условия для развития воднолыжного спорта, на лыжах катаются здесь с самого детства. Правда, это не значит, что все катаются технически хорошо, но огромный опыт позволяет отбирать все прогрессивное, а в результате складываются какие-то общие основы техники. Здесь-то и можно говорить о своего рода стандарте.

    Однако это не снимает со счета влияния индивидуальных различий. Рост, пропорции тела, сила, выносливость, быстрота, тонкая координация движений — различны и неминуемо накладывают отпечаток на технику каждого лыжника. Более того, следует стремиться к тому, чтобы с детских лет, осваивая стандартные основы техники, спортсмен уже возможно полнее учитывал свои индивидуальные особенности, важные с точки зрения требований современной техники, Таким образом, стандартизация основ техники как бы является базой индивидуализации выполнения поворота (программы) каждым мастером. Только глубокое изучение теоретических основ современной техники дает возможность овладеть ею.

    Фазы поворота


    Любой поворот (гладкий пли в прыжке) состоит из взаимосвязанных движений отдельных частей тела. Изучение этих движений целесообразно вести на основе метода дифференциации.

    Поскольку часто, элементы поворота выполняются слитно и имеют непрерывно изменяющиеся характеристики, возможны различные варианты разделения поворота на фазы по времени. Исходя из общепринятой схемы анализа спортивных прыжков и опираясь на специфические особенности поворотов в прыжке в фигурном катании на водных лыжах, предлагаем деление на четыре основных периода:
    • 1) период исходного положения (ИП), включающий фазу приобретения правильного ИП и фазу подготовки к разгрузке;
    • 2) период разгрузки, в который входят фаза амортизации и фаза активной разгрузки (подтяг, опора);
    • 3) период полета-вращения, состоящий из фазы группировки и фазы разгруппировки;
    • 4) период приводнения, включающий фазу амортизации и фазу принятия ИП для следующего поворота.

    Какие же движения выполняет воднолыжник конкретно в каждом периоде, какие двигательные задачи решает?

    1. Период исходного положения. Фазу приобретения правильного ИП спортсмен начинает с подтяга фала. Задача его состоит в том, чтобы за счет сгибания голеностопных, коленных и тазобедренного суставов придать телу устойчивое положение, которое характеризуется расположением его центра тяжести (ОЦТ) на перпендикуляре, проходящем через точку опоры на лыже. Все это делается практически одновременно, но именно в указанной последовательности. В момент принятия ИП углы впередистоящей ноги в суставах должны быть равны: в голеностопном — 85 ±4,5°; коленном — 157 ±6,7°; тазобедренном — 165 ±5°. Усилие на ручке фала достигает 50 ±5 кгс в зависимости от веса лыжника и площади лыжи.

    В фазе подготовки к разгрузке лыжник продолжает подтяг фала, одновременно уравнивает скорости движения отдельных звеньев тела (звеньев — с точки зрения кинематики) и придает телу положение, обеспечивающее оптимальное выполнение разгрузки.

    2. Период разгрузки. В фазе амортизации происходят одновременное приложение дополнительных усилий к ручке фала и опускание ОЦТ (ниже ИП) за счет сгибания голеностопных, коленных и, как следствие, тазобедренного суставов. В момент окончания фазы величины углов в суставах должны быть следующими: голеностопном —- 82 ±4,3°, колейном — 126 ±5,0°; тазобедренном — 129 ±5,2°. Усилие, прилагаемое к ручке фала, — 64 ±5,2 кгс. Время опускания ОПТ — 0,22 ±0,09 с.

    В фазе активной разгрузки в результате энергичного разгибания голеностопных, коленных и тазобедренного суставов, сопровождающегося активным подтягиванием ручки фала ближе к ОЦТ, тело фигуриста приобретает вертикальную скорость, достаточную, чтобы оторваться от поверхности воды. Эта фаза толчка-разгрузки наиболее ответственна: спортсмен, сообщая своему телу поступательное и вращательное движения, создает условия для устойчивого полета.

    3. Период полета-вращения. Приближая кинематические звенья тола к оси вращения, воднолыжник в фазе группировки увеличивает приобретенную ранее угловую скорость, чтобы совершить за время полета необходимое число оборотов. В фазе разгруппировки, удаляя кинематические звенья тела от оси вращения, он наоборот — уменьшает угловую скорость, чтобы предотвратить чрезмерное вращение в момент приводнения.

    4 Период приводнения. Заканчивая поворот, при касании лыжей воды лыжник начинает фазу амортизации; ему важно быстро погасить вертикальную скорость, преобразовав остаточное вращение вокруг продольной оси в скольжение по дуге к волне с одновременным принятием правильного ИП для выполнения следующей фигуры.


    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Средства объективной оценки эффективности плавания на ветер
    Консультации по моторам «Ветерок» «Москва» и «Вихрь»
    Астронавигация для яхтсмена
    Полезные мелочи: складной якорь, сиденья, оргстекло, сальник...
    Безопасность на воде — дело каждого из нас
    Риск на воде можно уменьшить
    Спасение утопающего — дело рук самого утопающего
    Новый спасательный прибор «СПУЧ»
    Безопасное пребывание детей на борту судна
    Модернизация таллинской яхты класса четвертьтонник
    Подводные крылья для лодки «Утка-2»
    О скорости мотолодки с обводами глубокое V
    Оптическая электронная система зажигания
    Консультации по моторам «Вихрь», «Стрела» и «Ветерок»
    Компас на гоночной яхте фирмы «Суунто»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Техника воднолыжного фигурного катания

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Разбивка практического плаза
    Шверцы для парусных байдарок
    Полезные мелочи: фонарь, полог, опорный крюк, ликпаз, эмали...
    Мнение владельцев о пластмассовой мини-яхте «Ассоль»
    Два мотора на легкой мотолодке
    Полезные мелочи: трап, ликтрос, втулка тяги, поддон, клапан, маховик...
    Карбюратор К62 на моторе «Нептун»
    Установка мотора «Вихрь-М» внутри мотолодки
    Консультации по лодочным моторам «Вихрь»
    Руль на подвесном моторе
    Устройства для выбора оптимального курса
    Беспечность — причина многих случаев гибели судов
    Ускоренный метод определения счислимого расстояния на яхте
    Швертовый колодец на байдарке «Салют»
    Как хранить надувную лодку


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 30 + 29 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории