Уровнемер на «Салюте»
Бензиновый бак на «Салюте» емкостью 2 л обеспечивает ход лодки в течение двух часов. Заправить бачок на ходу, да еще на волне, — целая проблема. Легче подойти к берегу и на тихой воде долить бензин. Контролировать же расход бензина можно только по времени работы мотора, к тому же не точно.
Я сделал простейшее приспособление — уровнемер. В стандартную пробку бензобака вместо атмосферного винта поставил штуцер с отверстием в центре, в котором скользит с небольшим зазором стальная проволока диаметром около 1 мм.
На верхнем конце проволоки я припаял колпачок, навинчивающийся на штуцер, а на нижнем — закрепил цилиндрический поплавок из пенопласта. Стоит только отвернуть колпачок, как поплавок всплывает и показывает количество бензина в баке. Отвернутый же на полоборота колпачок обеспечивает сообщение бака с атмосферой.
Шарикоподшипники вместо втулки
При многолетней эксплуатации мотора «Вихрь» выявились некоторые недостатки его редуктора, в частности, неудачная конструкция задней опоры гребного вала. Так, на моем моторе через два сезона эксплуатации в редуктор стала проникать вода со стороны гребного вала. При разборке редуктора я обнаружил большой износ шейки вала и бронзовой втулки подшипника, а также радиальный люфт.
Вместо втулки я поставил два подшипника № 6.003 чехословацкого производства. Для обеспечения нормального зазора между шестернями редуктора убрал две регулировочные шайбы, надеваемые на алюминиевый стакан, а также сточил на наждачном камне на 0,25 мм торцовую часть обойм одного из подшипников.
С таким усовершенствованием «Вихрь-20» эксплуатировался четыре сезона. Контрольная разборка редуктора показала отличное состояние подшипников, поэтому впоследствии я решил сделать такие же подшипники и на своем новом «Вихре-30».
В редукторе «Вихря-30» моего товарища я поставил отечественные шарикоподшипники № 7.000.103 более легкой серии, чем чехословацкие № 6.003. Поскольку их обоймы более узкие, при сборке редуктора между подшипниками 7.000.103 пришлось поставить дополнительное регулировочное кольцо толщиной 2,5 мм; заводские регулировочные кольца со стакана не снимались.
Оба усовершенствованных мотора успешно эксплуатировались два сезона, вода в редуктор не проникала, радиальный люфт в задних опорах гребного вала отсутствовал.
О ремонте двигателей «Л»
Двигатели серии «Л» (ЛЗ/6; Л6/12 и др.) давно сняты с производства, однако многие из них еще эксплуатируются на лодках. Иногда из-за поломки кольца или износа поршня приходится снимать весь двигатель, так как достать запасные части практически невозможно.
Мне удалось подобрать я использовать запчасти от других двигателей. Для серии «Л» по всем параметрам подходят поршни от лодочных моторов СМ-250Л или СМ-500В, необходимо лишь цилиндры расточить с 65 мм до 67, а поршни подогнать по цилиндрам. Если шатунную втулку двигателя «Л» рассверлить до 0 20 мм, то удастся поставить поршневые пальцы от этих же моторов. Можно использовать также кольца от старого «Москвича», рассчитанные на диаметр 67,95 мм.
Переделанный таким образом «Л12» служит уже 9 лет.
Чистая вода для охлаждения «Вихря»
Эксплуатация «Вихря» в бассейне Волги, где много песчаных кос и отмелей, навела меня на мысль переделать водяное охлаждение этого мотора. Забор воды происходит непосредственно за гребным винтом, поэтому речной песок, ил и другие включения, нагнетаемые винтом, попадают в помпу, разрушая ее корпус, крыльчатку и т. д.
Усовершенствованная мной система забора воды для охлаждения дала прекрасный результат: после двух сезонов эксплуатации при контрольной разборке я не обнаружил ни одной царапины на корпусе помпы, прекрасно сохранилась и резиновая крыльчатка.
Водозаборник я устроил на боковой поверхности корпуса редуктора ниже антикавитационной плиты (см. эскиз). Для этого из нижнего основания корпуса помпы просверлил отверстие ∅5 мм таким образом, чтобы половина диаметра сверла вышла на боковую поверхность корпуса редуктора ниже кавитационной плиты. На длине 45 мм стенка в литье составляла 2.5 мм (вся толщина стенки корпуса в данном месте равняется 5 мм). Это отверстие является основным каналом, который четырьмя полукруглыми (R=2,5) канавками соединен с каналом штатной системы охлаждения.
Заборник изготовлен из нержавеющей стали толщиной 0,8 мм с ответным рельефом полуканавок R=2,5 мм и прикреплен к корпусу редуктора шестью винтами М3. Таким образом получились четыре какала диаметром 5 мм, через которые и происходит забор воды.
Приспособление для выпрессовки подшипника гребного вала
Предлагаемое приспособление, состоящее из шести несложных деталей, позволяет легко и без повреждений выпрессовать бронзовую втулку-подшипник гребного вала и сальник из алюминиевого стакана редуктора мотора «Вихрь», а также вновь поставить упомянутые детали на место.
Выпрессовка втулки производится в следующем порядке. Втулка 1 со вставленной в нее шпилькой 2 вводится в бронзовый подшипник и пропускается через втулку 3. Затем навертываются на место гайки 4 и 5. При затягивании гайки 5 конусная часть шпильки 2 разжимает разрезную часть втулки 1 до упора в торец подшипника. Заворачивая гайку 4, выпрессовывают подшипник из стакана.
Для запрессовки подшипника необходимо перевернуть алюминиевый стакан и ввести втулку 1 в подшипник с другой стороны.
Для выпрессовки сальника на шпильку 2 необходимо надеть разрезную втулку 6, пропустив ее сквозь втулку 7. Выпрессовка сальника осуществляется завинчиванием гайки 5 (под нее необходимо проложить шайбу 8).
Это же приспособление, используемое при различных комбинациях деталей, облегчает и другие операции при разборке и сборке мотора, например, замену демпфера гребного винта.
Портативная электросирена
Предлагаемая конструкция электросирены выгодно отличается от подобных конструкций тем, что рабочий ток у нее не превышает 3 А. Она может быть использована на яхтах и мотолодках, где энергозапас аккумуляторов обычно невелик.
В сирене применен электродвигатель постоянного тока МЭ268 12/10, устанавливаемый на омывателе переднего стекла автомобиля ВАЗ. Сила звука достигает 100 дБ при частоте звучания 2000 Гц.
Изготовление деталей и сборка сирены не представляют особых трудностей. Лопатки ротора, расположенные тангенциально, вырезают из дюралюминия толщиной 0,5 мм и вклеивают эпоксидным клеем. Три отверстия в основании для крепления к электродвигателю сверлят по месту.
Причины плохого запуска «Прибоя»
Помогите, пожалуйста, найти причину плохого пуска почти нового мотора «Прибой». Характерные признаки: при закрытой заслонке и полном карбюраторе мотор не заводится, к тему же он плохо держит малые обороты. Однако стоит впрыснута в диффузор топливную смесь, мотор заводится с первого рывка.
Причина плохого запуска и неустойчивой работы мотора на малых оборотах заключается в загрязнении или разрегулировке карбюратора. Необходимо прочистить и отрегулировать карбюратор.
Следует проверить состояние впускных пластинчатых клапанов, а также нет ли подсоса воздуха вследствие повреждения прокладки или негерметичности картера из-за ослабления резьбовых соединений крепления клапанной перегородки, вставки блока цилиндров.
Нужно ли удалять смазку из подшипника
В заводской инструкции по эксплуатации моторов «Ветерок» в разделе «Сборка мотора» говорится, что сборка игольчатых подшипников средней и верхней опор коленвала, а также шатунных подшипников выполняется при помощи вязкой смазки (солидол, вазелин) без указания на необходимость удаления смазки бензином после сборки.
В книге же «300 советов по катерам, лодкам и моторам» указывается на необходимость смывать густую смазку после сборки бензином, иначе подшипники сгорят. Прошу сообщить, как правильно поступать в данном случае?
После сборки шатунного подшипника с насыпными игольчатыми роликами с использованием густой смазки (солидол, вазелин) лучше промыть подшипник и тем самым удалить неподходящую смазку, а также возможные частицы грязи в ней.
Однако, как показывает практика, небольшое количество вязкой смазки в значительной мере вымывается топливной смесью в период обкатки мотора и работе подшипника не мешает.
Поддон с откидном частью
Владельцы моторов семейства «Вихрь» знают, как много хлопот доставляет ремонт неисправностей в блоке цилиндров. Поскольку задняя стенка поддона затрудняет демонтаж отдельных детален, приходится выполнять полную разборку двигателя.
Я сделал заднюю часть поддона откидной, отпилив ее ножовкой и прикрепив к поддону на шарнире. В рабочем положении откидная часть крепится к основному поддону при помощи двух стальных пластин и болтов. Теперь двигатель можно ремонтировать, не снимая с поддона.
На моторе «Вихрь-М» советую также заменить шпильки в креплении головки цилиндров к поддону на болтовое соединение.
Как продлить жизнь упорного подшипника
При попадании воды в корпус редуктора «Вихря» начинается интенсивная коррозия сепаратора упорного подшипника. При больших нагрузках может произойти разрушение прокорродировавшего подшипника, а это влечет за собой другие нежелательные последствия.
Я изготовил новый сепаратор из бронзы. При сборке подшипника отверстия под шарики заполнил смазкой ЦИАТИМ-201. Сепаратор вмещает 18 шариков — на один меньше, чем в штатном подшипнике.
Мотор с таким усовершенствованием отработал безотказно четыре года.