Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Улучшение судов / 1982 год / Модернизация таллинской яхты класса четвертьтонник
    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Тузик-рубка для яхты класса «R-5,5»
    Впечатления от новой яхты — швертбота класса «Т-3»
    Переоборудование яхты класса «R5,5» в крейсер для походов
    Первые впечатления от яхты «Сатурн» класса «однотонник»
    Выявление недостатков крейсерско-гоночной яхты класса Л6
    Сравнение яхты класса Л6 и «однотонника»
    Четыре аварии яхты класса Л6 «Кама»
    Яхта «Янтарь» из крейсерской яхты класса «Дракон»
    Проект крейсерско-гоночной яхты «полутонного» класса
    Советы рулевому яхты класса «Дракон»
    Серийная крейсерско-гоночная яхта класса «четвертьтонник»
    Парусная яхта «Курьер-III» класса «четвертьтонник»
    Яхты класса «минитонник» — «Соната-7», «Е-Боут» и «Лефре»
    Уроки тренера для экипажа яхты класса «470»


    Модернизация таллинской яхты класса четвертьтонник

    Год: 1982. Номер журнала «Катера и Яхты»: 97 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииБуксировочное сопротивление моделей, снабженных различными фальшкилями
    Буксировочное сопротивление моделей, снабженных различными фальшкилями
     
    Четвертьтонники являются наиболее распространенным и перспективным классом крейсерско-гоночных яхт в нашей стране. В соревнованиях различного ранга обычно участвует несколько типов яхт этого класса: польские «Нефрит», «Конрад-24», «Конрад-25» и «Капелла-2», а также четвертьтонник, выпускаемый Таллинской экспериментальной верфью спортивного судостроения. Таллинская яхта отличается универсальностью: она в наибольшей степени может быть использована для развития массового спорта, дальних спортивных походов, туризма и отдыха трудящихся. Именно на это нацеливает Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Что касается четвертьтонников производства ПНР, они, обладая низким уровнем комфортабельности, используются в основном для участия в гонках, а для других целей мало пригодны. По ходовым качествам четвертьтонник ТЭВСС, однако, заметно уступает яхтам зарубежной постройки.

    Группа яхтсменов Николаевского кораблестроительного института, проанализировав качества серийных яхт-четвертьтоиников ТЭВСС, обратилась на верфь с рядом предложений, реализация которых позволила бы повысить комфортабельность и конкурентоспособность судна в гонках. Николаевскими яхтсменами были проведены многочисленные работы по переоборудованию уже готовых четвертьтонников — повышению гидродинамического качества и облегчению корпуса, перевооружению яхты. Эксперименты показали, что конструктору А. В. Тетсману и работавшему с ним коллективу удалось создать корпус с отличными обводами, в то же время фальшкиль, скег, руль, весовая нагрузка корпуса, парусное вооружение явно нуждаются в усовершенствовании.


    Информация об изображенииГидродинамическое качество при лавировке
    Гидродинамическое качество при лавировке
     
    В опытовом бассейне НКИ были проведены буксировки модели четвертьтонника с вариациями различных параметров. При этом крен изменялся от 0 до 20°, дрейф — от 0 до 4°, водоизмещение — от 1600 до 2000 кг; испытывались шесть вариантов плавниковых фальшкилей и три варианта рулей. Интервал скоростей соответствовал диапазону 1,5—6 уз для натурной яхты.

    Анализ результатов буксировок показал, что на лавировке наилучшие качества обеспечиваются с фальшкилем № 3 — с поворотным триммером, а на попутных курсах оптимален фальшкиль № 5, имеющий профиль NACA664-0. Однако сопоставление эксперимента с результатами яхты в гонках показало, что штраф по правилам обмера IOR, который получает яхта за триммер, уничтожает все преимущества фальшкиля № 3. Поэтому предпочтение отдали фальшкилю № 5, с которым были проведены буксировки яхты при водоизмещении 1600 и 2000 кг. При облегчении яхты на 400 кг буксировочное сопротивление ее снизилось на 10—12% на малых скоростях и до 16% — на скорости около 5 уз.

    Информация об изображенииВариант оснастки яхты типа «7/5»
    Вариант оснастки яхты типа «7/5»
     
    После завершения модельных экспериментов на трех яхтах были установлены фальшкили № 5, на четырех — № 2 (с минимумом переделок), па двух — № 6 и на одной — № 4. На практике результаты экспериментов полностью подтвердились. Помимо улучшения ходовых качеств, замена фальшкилей позволила избавиться от сильной вибрации пера руля, вызванной срывом потока с задней кромки плавника старой конструкции.

    Для облегчения яхт была проведена полная замена тяжелой внутренней зашивки (переборок, шкафчиков и т. д.) на более легкую. Вместо переборки, не воспринимающей поперечной нагрузки, установили рамный шпангоут сварной конструкции из легкого сплава. Частично перепланировали общее расположение. Убрали шкафчики по левому борту, на их месте установили дополнительное сиденье. Тяжелые пайолы заменили на фанерные и т. д. Все эти мероприятия позволили уменьшить массу судна па 100 кг.


    В то же время, изготовив фальшкиль из свинца и значительно снизив за счет этого центр тяжести яхты, удалось уменьшить массу фальшкиля до 500—550 кг. Был снят скег и установлен более легкий подвесной руль. Теперь яхта порожнем весит лишь немногим больше, чем «Конрад-24». Кстати, благодаря замене руля буксировочное сопротивление судна удалось снизить на 10%.

    Информация об изображенииФорма плавниковых фальшкилей, испытывавшихся на моделях
    Форма плавниковых фальшкилей, испытывавшихся на моделях
     
    По нашему мнению, некоторые недостатки гидродинамики корпуса и его обмерных характеристик можно легко устранить на верфи. Например, на .больших скоростях яхта несколько садится на корму и «тянет» транцем воду. От этого можно избавиться, если перераспределить весовую нагрузку яхты или изменить обводы — приполнить ее кормовой подзор. Если же немного переработать обводы носовой и кормовой оконечностей, а также линию борта, можно существенно снизить гоночный балл яхты, не ухудшая ее ходовых качеств.

    На двух судах с измененной подводной частью вместо оснастки с топовым стакселем было поставлено вооружение типа «7/8», причем в качестве основного использован малый стаксель из штатного комплекта парусов, а грот — от яхты класса «Солинг». Площадь парусности осталась такой же, как и у серийной яхты, хотя ее по правилам обмера 10R можно увеличить на несколько квадратных метров без ущерба для величины гоночного балла.

    Информация об изображенииВарианты рулей, испытанных на яхтах
    Варианты рулей, испытанных на яхтах
     
    Оснастив яхту по-новому, гонщики получили возможность производить более тонкую настройку парусов применительно к силе ветра и курсу судна. Конечно, переделка вооружения — сложное мероприятие, поэтому не может быть настойчиво рекомендована экипажу, не имеющему достаточного опыта и возможности изготовить новую легкую и прочную мачту.

    Как показала практика, группа николаевских модернизированных четвертьтонников смогла достойно конкурировать с яхтами типа «Конрад-24» и «-25». Так, четвертьтонник «Азов» (капитан В. Байнов) стал неоднократным призером гонок на Кубок Днепро-Бугского лнмана, а яхты «Аста» (С. Шаповалов) и «Аида» (М. Свириденко) заняли соответственно вторые и третьи места в гонках на Малый кубок Черного моря.

    Несмотря на то, что модельные испытания носили выборочный характер и не исчерпывали всех возможных вариантов улучшения гидродинамики комплекса фальшкиль — скег—руль, результаты можно признать довольно успешными и рекомендовать верфи произвести такие переделки на серийных яхтах, тем более, что первоначальный проект практически не модернизировался уже более восьми лет.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +2

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Испытания яхты типа «СТ-28», построенной самостоятельно
    Консультации по усовершенствованию яхт
    Способ схематической зарисовки веревочных узлов
    Полезные мелочи: уровнемер, подшипник, ремонт, охлаждение...
    Советы байдарочникам от Сергея Николаевича Парфенова
    Испытания швертбота «Цефей» класса Т-2
    Средства объективной оценки эффективности плавания на ветер
    Консультации по моторам «Ветерок» «Москва» и «Вихрь»
    Астронавигация для яхтсмена
    Полезные мелочи: складной якорь, сиденья, оргстекло, сальник...
    Безопасность на воде — дело каждого из нас
    Риск на воде можно уменьшить
    Спасение утопающего — дело рук самого утопающего
    Новый спасательный прибор «СПУЧ»
    Безопасное пребывание детей на борту судна

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Модернизация таллинской яхты класса четвертьтонник

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Подводные крылья для лодки «Утка-2»
    О скорости мотолодки с обводами глубокое V
    Оптическая электронная система зажигания
    Консультации по моторам «Вихрь», «Стрела» и «Ветерок»
    Компас на гоночной яхте фирмы «Суунто»
    Техника воднолыжного фигурного катания
    Разбивка практического плаза
    Шверцы для парусных байдарок
    Полезные мелочи: фонарь, полог, опорный крюк, ликпаз, эмали...
    Мнение владельцев о пластмассовой мини-яхте «Ассоль»
    Два мотора на легкой мотолодке
    Полезные мелочи: трап, ликтрос, втулка тяги, поддон, клапан, маховик...
    Карбюратор К62 на моторе «Нептун»
    Установка мотора «Вихрь-М» внутри мотолодки
    Консультации по лодочным моторам «Вихрь»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 44 + 34 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории