Конструкция подвески с закрепленной на колодке шкалой, впервые разработанная яхтенным капитаном В. А. Малиновским, уже несколько лет успешно используется им на яхте «Вела» типа Л6.
Точность взятия радиопеленгов (РП) и определения по ним координат яхты в море зависит от нескольких факторов. Прежде всего необходимо правильно расположить приемник и обеспечить точность отсчета РП и радиокурсового угла (РКУ) относительно ДП судна. Приемник должен располагаться как можно выше ватерлинии, занимать минимум места, быть рядом со штурманским столом, поворачиваться на 180°, иметь пространство для использования штыревой антенны. При определении РКУ и РП он должен находиться в вертикальном положении.
Сконструированная нами подвеска, сборочный чертеж которой предлагаем вниманию читателей, удовлетворяет всем перечисленным требованиям. Приемник в подвеске всегда находится в вертикальном положении, независимо от крена и качки яхты. Когда он не используется для навигационных целей, его можно откинуть и закрепить к подволоку. В таком положении можно принимать широковещательные программы, при этом освобождается место над штурманским столом для ведения прокладки.
Радиоприемник снабжен дополнительным индикатором минимума сигнала, повышающим точность пеленгования. Градуированная шкала на подвеске позволяет определить угол поворота приемника с точностью до 0,5°.
Основу конструкции подвески составляет неподвижный относительно ДП диск. Соосно с ним на валу закреплены подвижный диск и колодка крепления радиоприемника. Вся система прикреплена к бимсу скобкой, имеющей общую ось с обухами неподвижного диска.
По контурам обоих дисков нанесена через 1° градуировка: на 360° — у подвижного и на 40° (от —20° до +20°) — у неподвижного. Размер делений на обеих шкалах должен быть одинаковым. Например, для деления 1 мм диаметр дисков должен составить 114,65 мм. Шкалу можно изготовить из миллиметровой бумаги.
Поверх неподвижного диска находится стрелка-указатель поправки компаса ДК. Здесь же на диаметрально противоположных сторонах, параллельно оси, соединяющей скобу и неподвижный диск, расположены фиксаторы колодки, при помощи которых приемник устанавливается параллельно ДП при нулевом отсчете шкалы.
При сборке устройства необходимо выполнить некоторые требования. Стрелка ДК не должна произвольно смещаться с установленного положения. Фиксаторы надо настроить так, чтобы в положении, параллельном ДП, колодка не имела люфта, но выходила из зацепления при достаточном усилии, приложенном к приемнику. При вращении приемника трение подвижного диска о колодку должно обеспечить их одновременное вращение без смещения относительно друг друга. В том случае, когда приемник закреплен параллельно ДП, поворот подвижного диска не должен выводить колодку из зацепления. Важно, чтобы ось подвески была расположена строго параллельно ДП. Для этого в ДП надо натянуть нить, а вдоль зафиксированной колодки установить как минимум метровую линейку. Скоба закрепляется одним шурупом в выбранном месте и поворачивается до тех пор, пока расстояния от концов линейки до нити будут различаться не более чем на 0,5 мм. Окончательная настройка производится фиксаторами по плоскости радиоприемника. Следует заглянуть и в приемник: если стержень ферритовой антенны окажется непараллельным стенке, систематическая ошибка возрастет.
При определении истинного радиопеленга (ИРП) нужно соблюдать следующую очередность:
- зафиксировать радиоприемник в ДП;
- проверить установку стрелки ΔК на отсчете 0 по верхней неподвижной шкале;
- установить подвижную шкалу против стрелки на отсчет, равный компасному курсу (КК);
- передвинуть стрелку на отсчет, равный ΔК; влево — при отрицательной величине поправки, вправо — при положительной;
- снять ИРП, найти поворотом приемника минимальную зону слышимости маяка и записать отсчет ИРП с подвижной шкалы против стрелки;
- установить приемник в ДП и проверить отсчет курса: он должен быть равен истинному курсу ИК, так как поворотом стрелки была введена поправка ΔК. Отсчет КК должен находиться против отметки О верхней шкалы.
Для снятия РКУ достаточно иметь подвижную шкалу жестко скрепленной с колодкой. Однако благодаря тому, что шкала поворачивается относительно колодки, можно считывать со шкалы значения ИРП по известным РКУ, КК яхты и поправке ДК, не прибегая к вычислениям на бумаге: ИРП = РКУ + КК + ΔК.
Обычно зона минимума радиосигнала растянута и не дает четкого значения РП, поэтому следует брать значения пеленгов равного звучания, поворачивая приемник вправо-влево на 15—20°. За время работы радиомаяка в режиме длинного тире — 1 мин, удается получить и записать около пяти РП. Их значения нужно осреднить.
На точность ИРП влияет уход яхты с курса во время пеленгования, поэтому рулевому необходимо заранее настроить судно на минимальное рыскание. Проще всего это сделать, управляя парусником по отдаленному предмету — облаку, солнцу, береговому ориентиру, в створе со штагом или вантами. Если яхта все-таки ушла с курса, рулевой должен сообщить об этом пеленгующему, включив дистанционно лампочку подсветки шкалы приемника.
Подвеска для радиопеленгования радиоприемником БЭФ-203 была впервые нами опробована в 1979 г. во время участия яхты «Аврора» в гонках на Кубок Балтики. На втором этапе после выхода из Таллина предстояло обогнуть маяк Бугшер, определяясь в основном по радиомаякам. Поскольку наибольшую точность можно получить при выходе на радиомаяк, мы решили заранее выйти на линию, соединяющую скалы Бугшер с радиомаяком Готска-Сандё (расстояние между ними 12 миль). После выхода на эту линию яхта удерживалась на курсе по равной слышимости на правой и левой (относительно курса) границах зоны минимума сигнала. Пользуясь этим методом, мы точно вышли к месту поворота, несмотря на плотный туман. Доверие радиопеленгованию было основано на том, что на расстоянии 12 миль ошибка РП в 1° дает погрешность в определении на 2 кабельтова (расстояние, на котором можно увидеть маяк). Точности радиопеленгования способствовало то, что оно производилось после восхода солнца — не действовал сумеречный эффект, расстояние до радиомаяка было небольшим, звучание — очень четким.
Описанное устройство и подобные ему применялись в гонках и дальних походах не только на яхте «Аврора», но и на других судах; капитаны остались довольны.
В статье К. А. Капшунова и А. С. Стружилина «Яхтенные радиопеленгаторы» (см. «КЯ» №78) вниманию читателей предлагалась конструкция прибора, у которого вращается только антенна. Желающим установить у себя на судне радиопеленгатор было бы целесообразно разработать конструкцию, в которой объединены идеи подвески приемника и выносной вращающейся антенны.