В парусном спорте достигнутый яхтсменом спортивный результат является производным от множества факторов, иногда трудно объяснимых и непредсказуемых. Изменение в ходе соревнований гидрометеорологических факторов (ветра, течения, волнения), настройки рангоута и такелажа, взаимодействие с партнерами и соперниками, недостаток информации и времени на принятие решения порождают множество самых сложных ситуаций и в том числе таких, в которых допускаются ошибки.
Количество и значимость ошибок, допущенных в соревнованиях, являются объективным показателем уровня спортивного мастерства. Вот почему каждую из них следует строго фиксировать, классифицировать и детально анализировать с тем, чтобы соответствующая коррекция тренировочного процесса обеспечила надежную профилактику данной ошибки.
Проанализировав большое количество ошибок, допускаемых в гонках на олимпийской дистанции, выяснив их причины, повторяемость и значимость, мы пришли к выводу о необходимости выделения их в отдельные группы: 1 — связанные с выбором корпуса; 2 — спровоцированные действиями соперника; 3 — зависящие от несогласованных действий экипажа; 4 — обусловленные недостаточно четкой техникой управления яхтой; 5 — ошибки в настройке яхты; 6 — предопределенные недостатком информации об условиях гонки; 7 — связанные с недостаточными знаниями правил соревнований и гоночной инструкции; 8 — связанные с психологическим состоянием яхтсмена (экипажа).
Все ошибки распределялись по перечисленным группам и вносились в специально разработанный протокол, который составлялся в табличной форме (см. таблицу).
В этом протоколе условно были выделены большие, средние и малые ошибки, за которые соответственно начислялось три, два и одно очко.
Заполнение первых четырех граф протокола не вызывает затруднений у спортсмена любой квалификации. Последующие же три графы заполняются тренером совместно со спортсменом при разборе результата гонки. Разумеется, спортсмены высокой квалификации могут заполнять протокол самостоятельно, опираясь на свои знания и опыт. Такой подход позволит обеспечить профилактику ошибки на основе ее детального анализа.
Сведения об ошибках, допущенных в гонках, в обобщенном виде заносятся в сводную ведомость, в которой наряду со спортивным результатом отмечаются количество ошибок и условные штрафные очки.
Это дает возможность оценить результаты каждой гонки в целом и обнаружить соответствие между результатом соревнований и количеством штрафных очков. Подсчеты, проведенные на основе анализа результатов четырех всесоюзных соревнований по предлагаемой систематизации, обнаружили высокую степень корреляционной зависимости между указанными показателями. В нашем примере r = 5,7/7 = 0,81.
Таким образом, между результатом, показанным в соревновании, и количеством условных штрафных очков выявлена положительная корреляция, средняя статистическая взаимосвязь. Это значит, что улучшение результата в парусном спорте обусловлено уменьшением количества и снижением значимости допускаемых ошибок.
Данная систематизация и анализ ошибок могут быть рекомендованы, как для начинающих, так и для спортсменов высокой квалификации в связи с тем, что это обеспечивает: дополнение дневника самоконтроля существенной информацией, способствующей осмыслению результатов тренировки спортсменом; индивидуализацию тренировочного процесса в рамках общего плана подготовки спортсмена-парусника к соревнованиям; возможность корректировки тренировочного процесса в направлении более эффективного предупреждения и исправления ошибок на основе объективной информации об ошибках, их анализа и обобщения.