Применяемые на малых судах якоря — адмиралтейские, Холла, Матросова, кошки — приходится делать довольно тяжелыми, так как при уменьшении их размеров держащая сила относительно веса якоря уменьшается. Происходит это из-за того, что малые якоря работают лишь в поверхностном, разжиженном слое грунта, который плохо удерживает их лапы. На твердых грунтах легкие якоря, например «складная кошка» весом 2,5 кг, вообще могут не забрать: их веса нередко оказывается недостаточно, чтобы лапа погрузилась в грунт. Такой якорь ползет по глинистому дну, лишь слегка царапая его, а на мягких грунтах его держащая сила не превышает 4—6 кгс.
Якорь «Азовская кирка» при малом весе имеет большие геометрические размеры, благодаря чему сильно заостренный рог якоря пробивает верхний рыхлый слой грунта и доходит до слежавшегося песка или глины. Более того, в грунт углубляются также тренд и веретено.
Испытания «Азовской кирки» весом 1,5 кг показали, что на песчаных, песчано-ракушечных и песчано-глинистых грунтах ее держащая сила равна 40—60 кгс. В то же время якорь легко выходит из грунта при вертикальном рывке за якорный канат. В случае заклинивания рога в камнях, его можно разогнуть, потянув с силой за якорный канат; первоначальную форму якоря несложно затем восстановить.
В походном положении шток якоря вставляется во втулку, приваренную вдоль средней части веретена, и фиксируется шплинтом. Шплинт прикрепляется к штоку коротким штертиком, место крепления обматывается несколькими слоями изоленты и служит ограничителем передвижения штока во втулке.
В местах с каменистыми грунтами вес «Азовской кирки» можно увеличить в несколько раз, привязав к штоку длинный полотняный мешок, наполненный песком и галькой. В этом случае шток ставится во втулку тренда. На мягких грунтах такой якорь с мешком и без него работает почти так же эффективно, как и обычный вариант «кирки». Его удобнее, чем адмиралтейский, хранить в неразобранном виде на судне.
Описываемые якоря успешно применялись в морских походах на разборных парусных катамаранах длиной 5—5,3 м, имеющих значительную парусность корпуса. В качестве штока использовалась ось тележки, на которой упаковки с катамараном доставлялись к берегу. Для более легких разборных судов можно сварить якорь весом 1 кг из прутка ∅10 мм, уменьшив диаметр штока до 8 мм, а размеры веретена и рогов — до 400 мм. На яхтах типа «Ассоль» будет надежно работать якорь из прутка ∅14—16 мм; диаметр штока должен составить 10 мм, размеры веретена и рогов — 525 мм. Вес якоря — около 2,5 кг, держащая сила — до 100 кгс.