Двухтактные двигатели вообще, а форсированные в особенности предъявляют повышенные требования к свечам зажигания. Это объясняется в первую очередь тем, что в состав топливной смеси входит (до 10 % для гоночных двигателей) масло, необходимое для смазки деталей двигателя. Сгорание бензо-масляной смеси в цилиндре двигателя приводит к образованию нагара на поверхностях, образующих камеру сгорания. Особенно сильный нагар образуется в случае применения масел типа МС-20 или касторового. Жидкий и полутвердый нагар, возникающий на изоляторе свечи при длительной работе двигателя на средних и низких оборотах, или при работе на полной мощности, но со слишком «холодной» свечой зажигания, обладает электропроводимостью и приводит к перебоям в искрообразовании.
В гоночном режиме даже правильно подобранные новые свечи бесперебойно работают не более чем в двух-трех заездах одного соревнования, т. е. в течение приблизительно 15—20 минут. Если двигатель 4-цилиндровый, то на одно соревнование необходимо иметь 8 новых свечей зажигания. Расход дорогих импортных высококалильных свечей зажигания только одним гонщиком может достигать 100 шт. в год, если не пытаться восстанавливать их работоспособность.
Ни один из многих способов очистки свечей зажигания от нагара, например, таких как пескоструйка, гидрохонингование, прокаливание, химические способы, очистка абразивными и синтетическими пастами и т. п. не дает полной гарантии их последующей работоспособности. Обязательно требуется предварительная, до установки на двигатель, проверка очищенной свечи.
В идеальном случае для полной гарантии требуется проверка свечи при давлениях и температурах таких же, как и на работающем двигателе. Но такой прибор слишком сложен для повседневного, тем более «походного» использования. Поэтому можно ограничиться проверкой только при повышенном давлении, которую можно осуществить на простом промышленном или самодельном типа ГАРО-МАИ приборе. Он состоит из мощного магнето с ручным приводом или какого-либо искрообразователя с дополнительным источником питания, малогабаритного ручного насоса, позволяющего создавать давление до 20 атм и герметичной камеры, в которую заворачиваются проверяемые свечи и которая имеет прозрачные окна для визуального наблюдения за искрой.
Камера должна иметь манометр и вентиль для плавного снижения давления до требуемой величины. Давление должно быть разным для свечей, работающих при различной степени сжатия в цилиндре (различном калильном числе свечи). Для свечей зажигания, которые применяются на нефорсированных моторах («Вихрь», «Нептун» и т. д.), используемых на спортивных мотолодках и имеющих калильное число 225—280, можно ограничиться проверкой при давлении 6—8 атм. При таком давлении в камере и в полости свечи искра должна проскакивать исключительно между электродами, быть при этом светло-голубого цвета. Свеча должна работать без перебоев. Если есть перебои в искрообразовании, в дополнение к основной наблюдаются мелкие одиночные или групповые искорки в глубине между изолятором и корпусом (обычно основная искра имеет при этом красный или оранжевый цвет), или искра между электродами возникает при давлении меньшем, чем 6 атм, то такая свеча непригодна для использования.
Свечи с калильным числом до 320 необходимо проверять при давлении 8—10 атм, с числом 350—400 — при 10—12 атм.
Указанный метод проверки свечей зажигания позволяет с вероятностью приблизительно 80 % гарантировать безотказную работу свечи на двигателе.