«Ветерок-12» на керосине
Два года назад я сделал на «Ветерке-12» выхлоп через ступицу гребного винта. Проставку, корпус редуктора и гребной винт использовал серийные, цилиндрическую ступицу и каналы для выхлопных газов на корпусе редуктора отлил из алюминиевого сплава в виде наделок. Предварительно в штатных деталях просверлил необходимые отверстия, снял фаски и изготовил удлиненный гребной валик. Стыки между наделками и серийной деталью зашпаклевал эпоксидным связующим.
В навигацию прошлого года я эксплуатировал мотор на керосине. Для этого под головку цилиндра поставил прокладку, чтобы снизить степень сжатия до 5, и немного пригрузил поплавок карбюратора, так как плотность керосина больше, чем бензина. К керосину масло добавлял в том же количестве, что и к бензину.
Запускаю мотор на бензине, для чего перед пуском при помощи резиновой «груши» заполняю поплавковую камеру и топливный насос бензином, затем подсоединяю шланг от бака с керосином. Горячий двигатель удается запустить на керосине.
При работе на керосине детонации нет, мотор «тянет» удовлетворительно. Скорость «Оби» налегке порядка 25 км/ч меня вполне устраивает. Керосина сжег только 5 баков, значит двигатель проработал около 20 ч.
Сигнализатор системы охлаждения
Занимаясь охотой на водоплавающую дичь, я изобрел простой звуковой сигнализатор, который оповещает о прекращении подачи воды в систему охлаждения «Вихря». Для этого я вывел трубку из системы охлаждения — из головки блока цилиндров. По вытекающей из этой трубки струе воды можно оценить работу водяной помпы, но постоянно оглядываться назад утомительно, поэтому к ее концу я подсоединил металлический манок на рябчика. Когда в манок дует пар, свисток начинает свистеть.
Как соединить подвеской мотор и штуртрос
У большинства серийных мотолодок соединение мотора с штуртросом усложнено шарнирами, пружинами и ползунами. Я выполнил этот узел на своем «Нептуне» значительно проще. Сначала определил точки крепления штуртросов, для чего к передней рукоятке установленного на лодку мотора прикрепил лист металла или фанеры размером около 80X130 мм с двумя отверстиями диаметром по 6 мм В эти отверстия завел концы тросов, умеренно натянул их и сравнил, в каком положении мотора они будут более натянуты: «прямо» или «на борт». Если в первом положении, отверстия надо раздвинуть до 60—70 мм, если во втором — сблизить. Затем центры этих отверстий перенес на кронштейн 1, который сделан из 1,5-миллиметровой стали. Штуртрос прикрепил к нему при помощи двух карабинчиков от собачьих поводков.
Для крепления кронштейна к рукоятке я использовал подпружиненный вороток 2, который вставил в специальное отверстие в рукоятке мотора. Достаточно нажать вороток до упора, сжимая пружину, и повернуть его на четверть оборота.
Такое соединение надежнее, чем болт с гайкой, не требует применения инструментов, к тому же нет риска уронить что-нибудь в воду, а вороток самопроизвольно не поворачивается и не выскакивает на ходу лодки, как это бывает с болтом и гайкой.
Пружину 4 следует изготовить из стальной проволоки диаметром 1,5 мм; она должна иметь пять витков, внутренний диаметр — 10,5÷12,0 ММ, длину В свободном состоянии — около 20 мм.
Ремонт прерывателя на «Вихре-М»
Если на текстолитовой втулке-изоляторе, надеваемой на винт М3 крепления пружины подушки прерывателя и проводов к стойке неподвижного контакта, появились продольные трещины по всей высоте втулки, это приведет к нарушению изоляции и перебоям в работе мотора при частоте вращения более 3500 об/мин.
На своих моторах (неисправность на обоих «Вихрях» появилась почти одновременно) я заменил втулки фторопластовыми трубками 3X0,4 мм {марка Ф-4Д ГОСТ 22056—76) с надетой сверху электроизоляционной трубкой 4X0,6 мм (ТВ-40 ГОСТ 19034—72). Изоляция этого соединения надежно служит уже в течение трех лет.