В магазины Соликамска «Ерши» впервые поступили к началу сезона 1982 г. Маленькие, легкие, компактные тузики с клееными веслами от надувнушек были встречены снисходительными улыбками владельцев солидных «Прогрессов» и «Крымов». «Несерьезное суденышко», «Детская лодочка», «Ванна для стирки белья»..., — острили все. Словом, встретили соликамцы тюменских «Ершей» весьма прохладно. Но в мае, когда лед на Каме тронулся, «несерьезные суденышки» одно за другим стали находить своих хозяев.
В то время у меня была заслуженная, но в свое время руганая-переруганая «Казанка», на которой я ходил под 20-сильным «Вихрем». Однако для ловли рыбы на дорожку и спиннинг мне уже давно хотелось приобрести маленькую остойчивую и достаточно мореходную лодочку, которой не страшны ни высокая трава, ни отмели. Именно поэтому я все присматривался к тюменской новинке.
Однажды я был свидетелем того, как знакомый рыболов, привязав своего «Ерша» к причалу, таскал на мормышечные удочки увесистых язей.
— Влас Степаныч! Дай минутку посидеть в твоей «мыльнице»!
Влас Степанович вылез на бон, а я занял его место. Сел и понял, что из этого тузика мне уже «не выбраться».
Через неделю мы торжественно спустили на камскую воду моего собственного «Ерша». «Солидные» капитаны от души смеялись над чудаком, сменившим добротную «Казанку» на «детскую игрушку». Однако смеется тот, кто смеется последним. Сменив штатные весла на самодельные еловые длиной 2,2 и, я ходил по Каме в любую погоду. Полуметровая волна сдерживала скорость движения на веслах, но в любом случае я без особого труда приходил туда, куда хотел. Когда тупоносые камские буксиры проносились мимо, накатывая огромные валы, я даже не ставил свою лодку носом к волне — «Ерш» так лагом и принимал гребни, покачиваясь на них, как бочонок. В любую Погоду в кокпите было сухо. Чего еще было желать любителю-рыболову?
К концу сезона реплик о «детской игрушке» не стало слышно, на акватории все больше появлялось этих юрких суденышек, «Ерш» настойчиво завоевывал сердца рыболовов. Проблемы, связанные с бензином, очевидно, тоже сыграли свою роль.
А теперь о том, каким хотелось бы видеть «Ерша», что нужно для того, чтобы он стал лодкой, по-настоящему популярной среди рыболовов-любителей.
Прежде всего рыбаки отмечают малую длину лодки. Отношение L/B = 1,84 маловато. Мы уходим от причалов на 10—20 км в основном на веслах, а малая длина «Ерша» и весла от «надувнушек» не способствуют увеличению скорости. Однако делать тузик длиннее 3,15 м нецелесообразно: он потеряет одно из главных достоинств — легкость. Поэтому при ширине 1,25 м самой подходящей была бы длина 3,05 м. «Десятифутовый» тузик будет иметь отношение L/B уже 2,4, что заметно скажется на скорости н уменьшит ходовой дифферент при плавании под мотором.
Второй и, пожалуй, наиболее существенный недостаток: конструкторы «Ерша», взяв за прототип «Д-260» (см. №60), не углядели или не придали значения одной важной особенности его днища — линия киля от шп. 3 до транца сделана прямой. За счет плавного подъема килевой линии к транцу скорость под веслами не увеличилась, а под «Прибоем» даже уменьшилась. После запуска мотор почти садится поддоном на воду, и «Ерш», подняв форштевень, «пашет» водную гладь, причем с дифферентом 20—25° на корму. Положение улучшает удлинитель румпеля, но делать 15—20-километровый переход, сидя в носу лодки, нагруженной удочками и прочими снастями, и не имея возможности сделать метровой Палкой достаточно полный поворот, — это не сахар!
Хотелось, чтобы конструкторы «Ерша» разработали и пустили в продажу тримплен — наделку на плиту моторов 5—8 л. с. Эта деталь, по-видимому, несложная для изготовления (см. «КЯ» №82) да и недорогая.
Хочу порекомендовать заводу несколько изменений в конструкции «Ерша». Удачное решение — продольные стрингера, однако окна в них «для хранения мелких вещей» совершенно не нужны. Более целесообразно в стрингере (или в его верхней полке) сделать во всю длину одно окно, которое закрывается пластиной с болтами и приваренными изнутри гайками (как в баке «Казанки»). Пластина придает корпусу необходимую жесткость, а в пространство между стрингером и бортом можно будет уложить пенопласт. Тогда не потребуются гермобачки, занимающие столько места, да и элементы, обеспечивающие непотопляемость лодки, более равномерно распределятся по корпусу. Гермоотсеки, укрепленные под банками, во-первых, загромождают кокпит; во-вторых, когда судно переворачивают (даже на берегу), шпингалеты отщелкиваются и банки с гермоотсеками выпадают. Если так случится на воде — отщелкнутся сразу обе банки, экипажу придется хвататься за них, а лодка и снаряжение уйдут на дно...
«Ерш» был задуман как лодка-картоп (отсюда, по-видимому, съемные банки, короткие весла, отсутствие сланей). Но автомобилисты, в большинстве своем люди капризные, стараются приобрести надувные плавсредства, которые можно спрятать в багажник или сунуть на заднее сиденье. Например, в Соликамске ни один владелец автомобиля не купил «Ерша». Зато его с охотой берут рыболовы, которые хотели бы иметь в лодке укрытие для рюкзака и снастей, а в «Ерше» такого укрытия нет. Прижатый к днищу полубак с маленьким лючком укрытием не служит. «Ершу» вместо него нужна палуба на уровне планширя, с люком, в который можно было бы засунуть рюкзак. Нужны пайолы или слани между флорами.
Для крепления мотора посильнее «Салюта» необходима прочная подмоторная доска, как на «Д-260», поднятая на линию планширя в транце. Крепление транца к бортам следует делать более надежным — на кницах.
С одним человеком на борту короткий «Ерш» с поднятым к ватерлинии у транца днищем плохо держится на курсе под веслами. Днищевые стрингера из-за их малой площади устойчивости на курсе не улучшают. На их месте в корме целесообразно поставить два плавника с размерами примерно 750X50 мм.
Обушок на форштевне должен стоять выше, чтобы, отвязывая буксирный линь, гребец не лез руками в воду и не подвергался риску перевернуть лодку.
В заключение скажу, что тюменский «Ерш» — неплохая лодка для рыболовов-любителей. Если завод учтет мои предложения, спрос на этот тузик заметно повысится. Убежден, что в классе трехместных лодок он станет не менее популярен, чем «Малютка», хорошая, но тяжеловатая «Онега» и «Романтика» (как ее называют, «лодка из тысячи деталей»). Заводу стоит поразмыслить и над более совершенной конструкцией «Ерша-М».