Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Техника плавания / 1985 год / Самостраховка и самопроверка основа безопасности
    Краткое оглавление
    1. При переворотах (опрокидывании) судна 2. При взлетах судна 3. При столкновениях (навалах) судов 4. При входе судна в волну 5. При столкновении с плавающим предметом 6. При разворотах судна на месте 7. При прочих аварийных ситуациях


    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Вопросы безопасности плавания прогулочно-туристского флота
    Слагаемые безопасности малых судов
    Сигнализатор для безопасности виндсерфистов и яхтсменов
    Повышение безопасности гоночного судна
    Гарантия безопасности и безаварийности — в надежности судна
    Техника безопасности использовании пропан-бутана на малых судах
    Правила и советы по безопасности экипажа судна
    Соблюдение установленных правил на воде — гарантия безопасности
    Электроника для связи и обеспечения безопасности на море
    Расчет основных элементов катерных гребных винтов
    Основы технологии постройки малых судов
    Выбор основных характеристик крейсерских яхт
    Прогулочная яхта на основе швертбота «Файрбол»
    Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»


    Самостраховка и самопроверка основа безопасности

    Год: 1985. Номер журнала «Катера и Яхты»: 114 (Все статьи)
              0


    Статья, подготовленная врачом-тренером сборной, председателем медицинской комиссии ФВМС Николаем Яковлевичем Дасовым, печатается (в несколько сокращенном варианте) по представлению ЦМК ДОСААФ СССР.

    Редакция просит всех желающих принять участие в ее обсуждении с таким расчетом, чтобы в последующем использовать полученные материалы для внесения соответствующих коррективов в рекомендуемые приемы самостраховки и взаимостраховки.

    Занятия водно-моторным спортом неизбежно связаны с риском возникновения аварийных ситуаций, результатом которых могут быть травмы спортсмена или даже нескольких спортсменов. Травматизм и его последствия, как свидетельствует практика, нередко в какой-то степени сдерживают рост мастерства гонщика, а иногда и становятся причиной прекращения занятий этим видом спорта.

    Информация об изображенииАварийная ситуация — взлет судна на чемпионате Европы в классе SB
    Аварийная ситуация — взлет судна на чемпионате Европы в классе SB
     
    Тщательное изучение фактического положения показывает, что спортсмены-водномоторники еще не всегда достаточно знакомы и не всегда в полной мере владеют испытанными приемами само- и взаимостраховки как основными элементами техники безопасности на трассе гонок. Одна из причин этого кроется в отсутствии по затронутому вопросу серьезных теоретических исследований, специальной литературы и наглядных пособий (схем и плакатов) как для самостоятельной подготовки гонщиков, так и для организации плановых занятий со спортсменами тренерским составом.

    Проведенный нами опрос гонщиков и тренеров позволил выявить наиболее типичные аварийные ситуации, встречающиеся в спортивной практике. Дадим их краткое описание:

    Взлет судна. Скоротечно протекающий полный отрыв судна от водной поверхности с кратковременным неуправляемым полетом в воздухе, заканчивающимся неупорядоченным приводнением.

    Переворот (опрокидывание) судна. Внезапное изменение положения движущегося судна на водной поверхности относительно его продольной или поперечной оси, обусловленное воздействием внутренних и внешних сил (таких, например, как центробежная сила).

    Столкновения (навалы) судов. Опасное сближение со стоящим или движущимся судном, в результате которого происходят не только легкие касания бортами, но и различные тяжелые повреждения корпуса.

    Удар при входе судна в волну. Неожиданная встреча (по курсу) движущегося судна с высокой волной, приводящая к резкому торможению — гидродинамическому удару, что вызывает различные повреждения корпуса судна.

    Столкновение с плавающим предметом. Неожиданное столкновение судна (или подводной части его двигателя) с плавающими на поверхности предметами (бревна-топляки, обломки досок и т. д.).

    Разворот судна на месте. Резкое изменение курса движущегося судна вокруг вертикальной оси на 180° и более, происшедшее из-за неправильных действий гонщика.

    Прочие аварийные ситуации. Аварийные ситуации, неожиданно возникающие при внезапном обрыве рулевой тяги, из-за поломки траверсы, разрушения маховика двигателя и т. д.

    Предложенная классификация, очевидно, не свободна от недостатков, но, во всяком случае, на первых порах может быть использована.

    По тяжести течения и воздействия на организм человека все спортивные травмы обычно подразделяются на три группы.

    Легкими — считаются травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери работоспособности гонщика.

    Средними — считаются травмы с нерезко выраженными изменениями в организме, не требующие стационарного лечения, но приводящие к потере общей и спортивной работоспособности.

    Информация об изображенииУзлы обязательной самопроверки материальной части
    Узлы обязательной самопроверки материальной части
     
    Тяжелыми — считаются травмы, вызывающие резко выраженные нарушения в состоянии здоровья, требующие срочной госпитализации и длительного лечения. При очень тяжелых травмах могут наблюдаться смертельные исходы.

    Для того чтобы дать представление о структуре спортивного травматизма при аварийных ситуациях, возникавших на различных соревнованиях за период с 1971 по 1982 г., полученные нами данные сведены в таблицу.

    Для разработки рекомендаций по внедрению в спортивную практику каких-то наиболее рациональных общих приемов самостраховки были изучены протоколы соревнований, проведены специальные исследования — опросы спортсменов и тренеров; использованы также материалы личных наблюдений. В результате обобщения полученных данных наметилась определенная система приемов самостраховки» кратко изложенная ниже.

    1. При переворотах (опрокидывании) судна


    Травмы при переворотах (опрокидывании) судов занимают, как это видно из таблицы, первое место в общем числе зарегистрированных и изученных случаев травматизма. Встречаются перевороты через борт и через транец. Перевороты могут возникать как на прямых участках трассы, так и во время поворотов. Опрокидыванию нередко способствует аэродинамическая подъемная сила, образующаяся на днище судна; переворот от неожиданного «поддува» ветра иногда происходит без отрыва от поверхности воды (буквально, что называется, на транце).

    Причины аварийных ситуаций могут быть весьма разнообразны; основные из них следующие: 1 — превышение гонщиком критической скорости судна при выполнении поворота вокруг буя; 2 — слишком резкий поворот при попытке обойти какое-либо препятствие на трассе (например, внезапно остановившееся судно или плавающий предмет); 3 — неверная оценка гонщиком метеоусловий на трассе.

    Рекомендуемые приемы само- и взаимостраховки:

    а. Накануне гонок: 1 — выявление конструктивных особенностей корпуса, влияющих на его мореходные качества (поведение на волне, радиус циркуляции, критическая скорость и др.); 2 — выбор оптимального угла перекладки руля (поворота мотора) в зависимости от скорости, на которой выполняется поворот вокруг буя; 3 — предварительное прохождение всей трассы (на тренировочных заездах, а при необходимости, и в период предстартового времени) с целью объективной оценки основных ее участков, состояния акватории и метеоусловий для корректировки плана ведения гонки.

    б. В момент развития аварийной ситуации: 1 — попытаться снизить скорость судна и уменьшить угол наклона своего тела внутрь поворота; 2 — сбросить газ и быстрым перемещением массы тела вперед попытаться «придавить» носовую часть судна; 3 — при выпадении (выбросе) из кокпита судна успеть сгруппироваться перед приводнением.

    в. Когда гонщик оказался в воде: 1 — поднять любую руку вверх, если не требуется немедленная помощь; 2 — по окончания прохода участников гонки подплыть к своему судну и, если двигатель не запускается, встать во весь рост в кокпите лодки (или с помощью весла-гребка сойти с трассы); 3 — если судно получило повреждение и затонуло, по возможности отплыть с трассы и ждать спасательное судно; 4 — если гонщик, оказавшийся за бортом, не поднял руку вверх, то первый же другой участник, увидевший пострадавшего, должен подойти к нему я оказать немедленную помощь.

    Сказанное в п. «в» относится и ко всем остальным аварийным ситуациям, рассматриваемым в п. 2—7, и там не повторяется снова только для экономии места.

    2. При взлетах судна


    Траектория судна может иметь вид полной «мертвой петли» или вид неполной петли. Опрос группы высококвалифицированных спортсменов и тренеров, а также анализ протоколов за последние 10 лет показали, что во время гонок чаще всего наблюдались взлеты с траекторией в виде неполной петли и лишь очень редко — первого типа. При всех вариантах гонщики выпадали из судна. При падении на поверхность воды у пострадавших наряду с сильными ушибами наблюдались различные переломы.

    Причины аварийных ситуаций во время гонок чаше всего заключаются: 1 —в наличии конструктивных недостатков, т. е. ошибок при проектировании и постройке корпуса; 2 — в превышении критической скорости; 3 —в ошибочной оценке гонщиком метеообстановки и состояния акватории иа отдельных участках трассы.

    Рекомендуемые приемы само -и взаимостраховки:

    а. Накануне гонок: 1 — немедленное устранение выявленных недостатков, могущих привести к возникновению аварийной ситуации; 2 — определение гонщиком предельно допустимой (критической) скорости своего судна; 3 — тщательная оценка гонщиком (совместно с тренером) сложившейся метеообстановки на всем протяжении трассы.

    б. Б момент развития аварийной ситуации: 1 — резко сбросить скорость ручкой газа с одновременным перемещением тела вперед с целью изменения положения центра тяжести судна; своим весом надо попытаться «придавить» носовую часть судна; 2 — на исходе взлета, когда прекращается воздействие центробежной силы, резко оттолкнуть от себя корпус (прямо или в сторону) с целью отделить дальнейший полет своего тела от полета судна; 3 — отделившись от судна, немедленно сгруппироваться «в комок».

    Для группировки «в комок» надо нагнуть голову вперед и обхватить ее кистями рук; локти прижать к груди; ноги согнуть в колейных и тазобедренных суставах и прижать бедрами к животу; стопы йог максимально согнуть в голеностопных суставах вперед.

    3. При столкновениях (навалах) судов


    Для практики представляет определенный интерес распределение частоты основных вариантов аварийной ситуации в общем числе зарегистрированных случаев. Чаще всего наблюдаются столкновения судов «бортом о борт» при навалах во время обгона и особенно часто — на поворотах вокруг буя. Второе место по количеству случаев занимают столкновения «носом в борт»; они происходят под различными углами и на различных участках трассы. На третьем месте — проход одного судна «через другое» или, правильнее сказать, над другим; бывают случаи прохода как через стоящее судно, так и через судно, движущееся по акватории (обычно с меньшей скоростью, чем налетевшее на него судно). Четвертое место занимает вариант «носом в транец», чаще всего связанный с неожиданной остановкой впереди идущего судна на курсе у следующего за ним. Пятое и шестое места поделили наиболее редкие варианты — касание бортами на встречных курсах и столкновения «носом в нос».

    Причины аварийных ситуаций: 1 — грубые нарушения Правил соревнований по водно-моторному спорту во время передвижения по акватории; 2 — ошибочные действия при управлении судном (неправильное выполнение обгона впереди идущего судна и обхода остановившегося судна, ошибки при выполнении поворота вокруг буя и т. п.); 3 — внезапная остановка впереди идущего судна из-за технических неполадок.

    Рекомедуемые приемы само- и взаимостраховки:

    а. Накануне гонок: 1 — повторение и обсуждение гонщиками (совместно с тренерами) основных положений Правил соревнований и Инструкции главного судьи; неукоснительное выполнение их требований во время гонок; 2 — отработка во время тренировочных заездов основных спортивно-технических и тактических приемов применительно к трассе, на которой проводятся соревнования; 3 — рекомендуется заранее «прикатать» все наиболее важные участки трассы и совместно с тренером наметить план ведения гонки.

    б. В момент развития аварийной ситуации: 1 — безошибочное и быстрое выполнение заранее разученных спортивно-технических и тактических приемов; 2 — при возникновении опасности столкновения попытаться быстро сбросить или прибавить скорость, сделать отворот или доворот, чтобы уклониться от наезжающего судна или обойти внезапно остановившееся по курсу Судно; 3 — если удар неминуем, принять такую позу, чтобы последствия были наименее опасными; 4 —с целью предупреждения столкновения гонщику остановившегося судна необходимо при помощи весла-гребка уйти из опасной зоны; 5 — если стоящему (из-за неисправности) судну угрожает неминуемый наезд другого судна, гонщик должен немедленно покинуть кокпит, выбрасываясь в любую сторону сообразно обстановке.

    4. При входе судна в волну


    Эта группа аварийных ситуаций также очень опасна для гонщиков, в спортивной практике одинаково часто встречаются варианты со входом судна под острым и под прямым углом к волне — к направлению ее движения.

    Причины аварийных ситуаций: чаще всего это — неожиданное появление высокой волны в районе трассы; волна может быть вызвана катерами обслуживания, проходящими вблизи трассы судами или неблагоприятными метеоусловиями (порывистый ветер).

    Рекомендуемые приемы само- и взаимостраховки:

    а. Накануне гонок: 1 — тщательное изучение метеообстановки на всех участках трассы, обсуждение возможных причин появления волны; 2 — организаторам соревнований следует исключить бесконтрольное передвижение по акватории катеров обслуживания и по возможности закрыть движение посторонних судов вблизи акватории гонок.

    б. В момент развития аварийной ситуации: 1 — при обнаруженин высокой (опасной) волны на пути следования попытаться снизить скорость и преодолевать волну на малом ходу и под прямым углом; 2 — в случае выпадения из кокпита в результате переворота судна (нередкого при входе в косую волну) сгруппироваться перед приводнением; 3 — при резком столкновении с волной принять такую позу, чтобы последствия были минимальными (например, быстро нагнуть голову, чтобы принять удар об обтекатель-фонарь и встречный поток воды защитным шлемом).

    5. При столкновении с плавающим предметом


    Удар о препятствие может быть воспринят носовой частью или днищем корпуса либо подводной частью двигателя.

    Причины аварийных ситуаций; плохая подготовка трассы перед началом гонок и отсутствие контроля за ее состоянием в перерывах между гонками со стороны членов судейской коллегии; падение в воду предметов снаряжения из судна, потерпевшего аварию (матрасик, весло-гребок, бачок и т. п.).

    Рекомендуемые приемы само- и взаимостраховки:

    а. Накануне гонок: 1 — тщательная очистка акватории (особенно на реках) от плавающих предметов не только накануне гонок, но и в перерывах между ними организаторами соревнований; 2 — надежное крепление на судах предметов снаряжения, которые, выпав, могут послужить причиной аварий; 3 — прохождение трассы в период предстартового времени для контроля за отсутствием на акватории плавающих предметов.

    6. В момент развития аварийной ситуации: 1 — попытаться предотвратить столкновение с обнаруженным плавающим предметом — обойти его; для этого надо снизить скорость судна и произвести отворот или доворот исходя из обстановки на трассе; 2 — при невозможности обхода плавающего предмета (например, при позднем обнаружении), попытаться ослабить удар, максимально снизив скорость, и подставить под удар наименее важный участок корпуса; 3 — срочно покинуть судно, если неминуемое столкновение угрожает жизни гонщика.

    6. При разворотах судна на месте


    Эта аварийная ситуация возникает не так уж часто (3,8 % количества изученных случаев). В практике различают разворот судна на ISO0 и (значительно реже) на 360°.

    Причины аварийных ситуаций: наличие конструктивных недостатков в корпусе и рулевом управлении, которые способствуют боковому проскальзыванию при резком повороте и т. п.; ошибочные действия, допускаемые гонщиком на сложных участках трассы (например, при крутых поворотах вокруг буя); попытка сделать резкий отворот при обходе препятствия.

    Рекомендуемые приемы само- и взаимостраховки:

    а. Накануне гонок: 1 — устранение конструктивных недостатков, способствующих боковому проскальзыванию и развороту судна на месте; 2 — изучение особенностей судна при выполнении различных спортивно-технических и тактических приемов; 3 — тщательное изучение обстановки на всех участках трассы и ее объективная опенка.

    б. В момент развития аварийной ситуации: 1 — попытаться снизить скорость, чтобы поворот выполнялся на меньшем ходу; 2 — попытаться исправить положение, изменив угол поворота руля, гребного винта; 3 — принять дополнительные меры к удержанию в кокпите при резком повороте.

    7. При прочих аварийных ситуациях


    Неожиданные поломки или возникновения неисправности в оборудовании судна происходят в основном из-за недостаточного контроля за состоянием техники со стороны спортсменов, тренеров, а иногда и членов технических комиссий. Надежность, исправность материальной части — первейшее условие, залог безопасности спортсмена, однако этой важнейшей стороне подготовки к гонкам не всегда уделяется достаточное внимание.

    Гонщику необходимо выработать полезную привычку в порядке самопроверки тщательно и в определенной последовательности осматривать состояние узлов навесного оборудования и снаряжения судна перед любым выходом на акваторию.

    Объем предстартовой проверки материальной части должен быть отработан. В качестве примера приводим схему, на которой указаны места обязательной самопроверки перед выходом на воду.

    Установленный объем самопроверки материальной части сокращать нецелесообразно; в то же время по усмотрению гонщика он может быть значительно расширен и углублен. Во всяком случае небрежное отношение к этому мероприятию может обернуться бедой.

    Среди спортсменов должна иметь место и товарищеская взаимопроверка. Под этим понимается визуальный контроль за состоянием материальной части судна своего товарища (как во время оказания ему помощи при отладке техники, так и во время спуска его на воду).

    Взаимопроверка, как и самопроверка, должна стать привычкой в спортивной деятельности каждого водномоторника. Заметил или «заподозрил» какую-либо неисправность (предпосылку к ней) на любой лодке — немедленно предупреди товарища! Подобные замечания и советы непосредственно перед гонкой иногда воспринимаются болезненно, но поскольку речь идет о возможных опасных последствиях, любыми условностями следует пренебречь.



    В заключение необходимо отметить следующее. Рекомендуемые нами приемы само- и взаимостраховки, конечно же, не догма. Мы хотели дать какое-то общее руководство к действию. Объем и последовательность выполнения любых приемов во многом зависят от конкретных условий и типа аварийной ситуации, класса судна и его состояния, опытности гонщика, сложившейся обстановки на трассе и т. д.

    Главная мысль заключается в том, что аварийная ситуация всегда неожиданна и быстротечна, поэтому и действия всех ее участников должны быть быстрыми и точными, отработанными заранее до автоматизма. С повышением абсолютных скоростей добиться такой безошибочности действий все более сложно.

    При организации учебного процесса со спортсменами-водномоторниками (в ДЮСТШ, СТК, любом клубе) необходимо предусматривать теоретические занятия по изучению и освоению приемов само- и взаимостраховки при помощи плакатов, схем, рисунков и соответствующей литературы.

    Затем можно переходить к практическим занятиям и тренировкам непосредственно на воде. Установить тормозной путь своего судна, освоить прием правильного объезда внезапно возникшего препятствия — темы подобных занятий. Отрабатывать группировку при падении можно на батуте или при прыжках в воду с вышки и т. д. Важно сделать эти тренировки интересными для спортсменов; тут многое зависит от творческой фантазии тренерского состава.

    Совершенно очевидно большое значение роли тренера в деле пропаганды, теоретического и практического овладения приемами самостраховки и самопроверки среди спортсменов-водномоторников.

    Формирование твердых навыков, автоматизма при выполнении приемов само- и взаимостраховки — важная ступень мастерства гонщика.

    Должно быть сделано все возможное, чтобы предупредить возникновение и развитие аварийной ситуации, ну а если она все-таки возникла, — чтобы все участники благополучно вышли из нее. В этом основа безопасности на наших водно-моторных трассах.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Комплексные испытания роторного ветряного движителя
    Психология в подготовке гонщика-яхтсмена
    На надувной лодке с байдарочным веслом
    Подготовка водителей маломерных судов в Белоруссии
    Первая помощь при переломах на природе
    Кухонный инвентарь для походных условий
    Рациональное питание в походных условиях
    Из опыта восстановления стального корпуса катера
    Ремонт и замена сгнившей части форштевня
    Полезные мелочи: спаскруг, втулки, камбуз, эпоксидка, регномер...
    Консультации по моторам «Ветерок», «Нептун» и «Вихрь»
    Электронная вспышка-отмашка
    Конструкция анеморумбометра для яхты (измерение скорости и ветра)
    Штормование лежанием в дрейфе
    Международная гонка на кубок Японского моря в 1984 году

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Самостраховка и самопроверка основа безопасности

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Консультации по моторам «Москва», «Стрела», «Ветерок» и прочие
    Металлические финские лодки линейки «Бустер»
    Штормовое страховочное снаряжение
    Спасательные жилеты для спортсменов
    Новые компасы для самых малых судов
    Чтобы надувнушка стала быстроходной
    Значения звуковых сигналов малых судов
    Спидометр для моторной лодки
    Универсальный держатель для удочки и спиннинга
    Контактное или бесконтактное магнето
    Полезные мелочи: рифы, блок, леера, воздушный насос...
    Что такое хорошая морская практика?
    Варианты якорей самодельной конструкции
    Полезные мелочи: таганок, пропитка паруса, рецесс, ликтрос, якорь...
    Опытная партия «Жидкости для запуска двигателей»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 42 + 31 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории