Работа «Вихря» с постоянным опережением
Часто приходится слышать, что спортсмены-водномоторники устанавливают на моторах постоянный угол опережения зажигания. Рекомендуете ли вы применять это при обычной эксплуатации моторов? Не приведет ли это к нежелательным последствиям?
Известно, что двигатель развивает наибольшую мощность при воспламенении горючей смеси в момент ее наибольшего сжатия, т. е. при положении поршня в его верхней мертвой точке (ВМТ). Сам процесс воспламенения занимает определенное время, поэтому искра на электродах свечи должна возникнуть несколько раньше. В момент, когда поршень окажется в ВМТ и скорость поршня будет равна нулю, смесь в цилиндре должна воспламениться полностью. Конструктивно время, отделяющее момент воспламенения смеси от момента возникновения искры на свече, выражают в градусах поворота коленвала или миллиметрах хода поршня.
. Естественно, при малой частоте вращения коленвала оптимальное опережение зажигания меньше, так как линейная скорость поршня мала, а времени на воспламенение смеси достаточно. При повышении частоты вращения для сохранения необходимого времени воспламенения смеси угол опережения необходимо увеличить.
Таким образом, если опережение установить максимальным (как указано в паспорте мотора), то двигатель на расчетной частоте вращения будет работать на полной мощности. Однако в момент запуска смесь будет воспламеняться, хотя поршень еще не дошел до ВМТ. Это затруднит запуск двигателя, приведет к обратным рывкам пускового шнура.
Если же установить минимальный угол опережения зажигания, то двигатель будет хорошо запускаться, но на расчетном режиме смесь воспламенится уже после того, как поршень пройдет ВМТ. Это приведет к потере мощности, увеличенному расходу топлива, а также к резкому нарушению теплового режима двигателя.
Следовательно, для потребительского мотора лучше сохранить автоматически регулируемое опережение зажигания. Моторы на гоночных лодках работают практически на одном максимальном режиме, поэтому здесь допустима установка максимального угла опережения.
Причина слабой искры
После года эксплуатации на моем «Вихре-30Р Электрон» искра на свечах стала очень слабой, мотор перестал заводиться. В мастерской по ремонту моторов мне сказали, что требуется замена всего блока ЭСЗ. Посоветуйте, как можно выйти из положения?
В электронной системе зажигания с магдино МБ-2 снижение мощности искры в процессе эксплуатации может произойти в результате выхода из строя высоковольтного трансформатора ЦШ 5.720.001 (если это обнаружено на одном цилиндре) или в результате потерн работоспособности основания МБ-2 (при снижении мощности искры на обеих свечах зажигания).
Трансформатор ЦШ 5.720.001, выдающий слабую искру, следует заменить либо аналогичным, либо трансформатором ТЛМ-1. Основание магдино ремонту не подлежит.
Данные трансформатора ЦШ 5.720.001
Прошу сообщить подробные данные трансформатора типа ЦШ, применяемого в ЭСЗ МБ-2. Чем вызвана замена трансформаторов NKV?
По сравнению с ТЛМ, в трансформаторах ЦШ 5.720.001 повышено выходное напряжение в высоковольтной обмотке за счет уменьшения магнитной индукции в сердечнике. Энергия искры при этом не изменилась.
Первичная обмотка имеет 100 витков провода марки ПЭВ-1 диаметром 0,17 мм; вторичная обмотка — 6700 витков провода марки ПЭВ-1 диаметром 0,06 мм.
В электронной системе МБ-2 допускается замена трансформаторов ЦШ 5.720.001 трансформаторами ТЛМ.
В контактной системе МВ-1 замена трансформаторов ТЛМ трансформаторами ЦШ 5.720.001 недопустима.
Нужно ли растачивать цилиндры?
На «Вихре-30Р», который эксплуатирую с 1978 г., я решил заменить гильзы диаметром 72 мм гильзами, диаметр которых составляет 76 мм. За счет этого надеюсь повысить мощность мотора. Из какого чугуна лучше всего изготовить гильзы?
Мощность и экономичность двухтактных двигателей, кроме рабочего объема, определяются правильно подобранной системой продувочных каналов для одного вполне определенного диаметра цилиндра.
Увеличение диаметра цилиндров без изменения всей системы продувки (размеров, форм, углов наклона и направления каналов) не способствует увеличению мощности, зато при этом значительно увеличивается расход топлива. Так что делать задуманную вами работу не советую.
Гильзы цилиндров моторов «Вихрь» изготовляются из чугуна марки Сч 21-40.
Как уменьшить мощность «Вихря-30»?
Наша местная инспекция заставляет меня переделать 30-сильные «Вихри» на «Прогрессе-4» с тем, чтобы привести мощность моторов в соответствие с указанной в паспорте (не более 50 л. с.). Какими должны быть диаметр дросселирующей шайбы карбюратора или толщина прокладки под головку блока для уменьшения степени сжатия? Что необходимо для снижения мощности на 5 л. с.?
Снижение мощности двигателя за счет дросселирования карбюратора шайбой или уменьшения степени сжатия нежелательно, так как это приведет к ухудшению экономических показателей. Лучше всего уменьшить максимальную частоту вращения коленвала за счет установки специального упора (взамен серийного), ограничивающего угол открытия дроссельной заслонки карбюратора. Подобный упор можно установить на секторе ДУ дроссельной заслонкой. Однако в данном случае необходимо уточнить, удовлетворит ли такой способ снижения мощности инспекцию по маломерным судам?
Мотор «Внхрь-30» развивает 25 л.с. при 4300±100 об/мин коленвала.
Масла для «Вихря»
Можно ли использовать масла типа М12Г1, предназначенные для автомобилей «Жигули», для приготовления топливной смеси? Можно ли заливать в редуктор масло типа ТАД-17?
Для нормальной эксплуатации моторов «Вихрь» рекомендуются масла АСЗп-10, ТУ-38101267—72, М8А ГОСТ 10541—78. На моторе, у которого истек гарантийный срок, можно использовать также масло МС-20 из расчета 700 г на топливный бак.
Для смазки редуктора допускается только трансмиссионное масло по ТУ 38101529—75.
Использовать «жигулевские» масла, не рассчитанные на сгорание в цилиндрах двухтактных двигателей, нельзя. Они имеют большое количество различных присадок, которые при сгорании масла с топливной смесью образуют различные отложения на стенках цилиндров, подшипниках, поршневых кольцах и т. д.; это ведет к заклиниванию двигателя.
О подзарядке аккумулятора от магнето
Обеспечивает ли ток катушек освещения моторов «Вихрь-30» с электрозапуском подзарядку аккумуляторных батарей? Каковы параметры тока?
Магдино МВ-1 и МБ-2 на моторах «Вихрь-30» и «Вихрь-30 Электрон» с электрозапуском имеют по две катушки питания бортовой системы освещения или подзарядки аккумуляторной батареи 6СТ45. Эти катушки вырабатывают переменный ток напряжением 12 В при мощности 30 Вт. Переменный ток, проходя через выпрямитель ВБГ-ЗА, идет на подзарядку аккумуляторной батареи. Этого тока вполне достаточно для подзарядки батареи при нормальной эксплуатации мотора.
Следует только иметь в виду, что пик пускового тока в момент запуска мотора достигает 180 А. Это сильно разряжает аккумуляторную батарею. Поэтому нужно по возможности сократить число пусков мотора при помощи электростартера.