При выполнении судостроительных чертежей часто требуется проводить плавные лекальные кривые» Для этой цели обычно используют гибкую рейку и специальные прижимные грузы — «крысы». Однако этот способ не всегда удобен. Например, когда нужно провести несколько идентичных кривых или перенести точный обвод корпуса с одного чертежа на другой.
Я пользуюсь двумя самодельными регулируемыми лекалами» Основой их является гибкая рейка 1, вырезанная из рейсшины длиной 900 мм. У одного варианта лекала изгиб рейки фиксируется при помощи проволочной петли 5, которая зацепляется за один из зубцов пластмассового сектора 6. Штанга 2 сделана из дубовой рейки сечением 10Х10 мм.
Другие детали лекала. 3 — щека шарнира; 4 — оковка консоли с осью; 7 — щека хомутика.
Вычерчивать кривую следует, придерживая лекало за рейку 1.
Второй вариант лекала несколько сложнее по конструкции, зато позволяет вычерчивать более сложные кривые.
Гибкая рейка 1 наклеивается на полоску стеклотекстолита 2 пластифицированным эпоксидным клеем» К металлизированной стороне полоски припаиваются шарниры 3 из луженой жести, с которыми связаны концы штоков 4. Штоки свободно скользят в отверстиях сухариков 5 и фиксируются в нужном положении при помощи винтов 8.
Несущая штанга 9 делается из двух полос 1Х15Х800 мм из сплава Д16, которые соединяются заклепками 7 через проставки 6 (толщина — около 8 мм). Штоки и сухарики рекомендую сделать из стали или латуни.