Компас работает хорошо. Таблица девиации свежая. Не поленились и откорректировали карты в навигационной камере. Маяков и ориентиров, обозначенных на ней, пока на этой части перехода достаточно.
Тепло. Погода была бы вполне подходящей, только немного портят настроение периодически (и не вовремя) наползающие полосы сизого тумана. И берег, южнее которого мы идем, становится плохо различимым.
— Один пеленжок взяли — скоро возьмем еще один...— едва успел произнести «вахтенный штурман», как мы вошли в очередную полосу тумана.
Так повторялось уже трижды. Члены экипажа переговаривались:
— Если потянет ветерок посильнее, он быстро прогонит туман...
— На английских парусниках, я слышал, был в свое время матрос Дик Свистун. При полном штиле, когда морякам было больно смотреть на безжизненно повисшие паруса, его вызывали наверх. Каким-то хитрым, дразнящим, с перекатами свистом он умел вызывать ветер.
Дик этот вроде не был горазд на матросские работы, но каждый капитан охотно брал его к себе на судно...
У нас на судне не было такого Дика и мы ждали возможности определить место по двум пеленгам. К сожалению, снова и снова наползали очередные полосы тумана и двух ориентиров одновременно видно не было.
Даже мало-мальски подходящего определения по крюйс-пеленгу нельзя было сделать. Не успевало пройти время, чтобы пеленг достаточно изменился, как ориентир, словно нарочно, прятался в туман.
К нашей досаде, каждый ориентир появлялся после того, как скрывался из видимости предыдущий. Поэтому пеленговали поочередно.
Первым появился впереди траверза полосатый маяк, позже — церковь (тоже обозначенная на карте) чуть позади траверза, и, наконец, тоже на короткое время — белый маяк, опять же впереди траверза.
Время и отсчет лага при пеленговании, конечно, записывали.
И было еще течение. Мы сомневались в правильности его учета, а оно, вероятно, все же сносило нас, хоть и не сильно, и ждали удобных пеленгов, чтобы определиться быстро и просто.
Очень важны сейчас обсервованные места... — спокойно напомнил капитан, а потом уже требовательным тоном добавил: не теряйте времени!
Вопрос:
— Как проще всего можно было определить истинное направление пути (ПУ) и место судна в момент, когда брались I, II и III пеленги?
Для правильного решения задачи нужно:
- на прямой линии, проведенной на кальке или полоске бумаги (см. рис.), нанести в масштабе карты отрезки пути судна, пройденные по лагу (и исправленные, естественно, поправкой лага) между I и II пеленгами (S1), II и III пеленгами (S2);
- точки I, II, III прямой линии совместить на карте так, чтобы они расположились соответственно на пеленгах I, II, III.
Положение прямой, точки I, II, III которой лежат на соответствующих линиях пеленгов, проведенных на карте, будет направлением пути яхты (ПУ), которым она шла.
Точки, в которых пеленги пересекали прямую — счислимо-обсервованные места судна в моменты времени, когда брались I, II, III пеленги.
Примечание. Поскольку в построение, как и при определении по крюйс-пеленгу, входят счислимые элементы (пройденные пути), полученные при обсервации места называются счислимо-обсервованными и в навигации обозначаются так —