Неписаное правило морской практики гласит: прежде чем становиться на якорь, подумай, как будешь с него сниматься! В особенности это относится к якорным стоянкам на открытых рейдах, как наиболее опасным. Яхта, неожиданно застигнутая на такой стоянке штормом, подвергается большому риску. Под действием шквального ветра, течения и зыби, она начинает стремительно рыскать на якоре и дрейфовать несмотря на убранные паруса, вытравленный и утяжеленный подвешенным балластом якорный канат. А так как находиться на открытой рейдовой стоянке длительное время опасно, то необходимо держать в готовности двигатель и паруса, чтобы обезопасить судно в случае аварийной ситуации.
Рыскание на якоре — основная причина такой ситуации При рыскании яхта, удерживаемая якорь-цепью, уваливается под ветер под действием пары сил: лобового сопротивления, создаваемого вооружением и корпусом и приложенного в центре парусности (ЦП), и гидродинамической силы, действующей на центр бокового сопротивления (ЦБС). Под их действием судно уваливается и забирает ход, ослабляя натяжение якорь-цепи. При этом оно непрерывно перемещается, меняя свое положение относительно ветра. Дойдя до крайнего положения, ограниченного длиной натянувшейся цепи, яхта останавливается, а затем начинает движение в противоположную сторону. Находясь в крайнем положении, яхта делает рывки, передаваемые цепью на якорь. При этом он может поползти, а на каменистом грунте и сломаться. Может даже оборваться якорь-цепь (рис. 1).
Наиболее неблагоприятно рыскание на короткой якорь-цепи и далеко вынесенном к носу ЦП. Чтобы сделать его более плавным, необходимо максимально вытравить цепь и перенести ЦП яхты в корму. Последнего можно достичь постановкой кормовых парусов: на иолах н кечах — штормовой бизани, а на шлюпах — закрепить небольшую парусность (чехол от гика, например) между ноком гика и ахтерштагом.
Однако какие бы меры не принимались, самым логичным решением будет все же незамедлительная съемка с якоря. Но если время упущено и задул штормовой ветер, сняться на открытом рейде с якорной стоянки — очень трудная задача. При экстренной необходимости, когда рыскание и дрейф становятся угрожающими, лучше даже уйти с рейда, оставив якорь с цепью на грунте.
Мало кому известно, что описанное явление рыскания можно с успехом использовать для съемки яхты с якоря в экстремальных условиях. Для этой цели прибегают к помощи парусов и лавировки короткими галсами на якорной цепи. Такой способ особенно эффективен в тех случаях, когда цепи вытравлено много, а выбрать ее на волне не хватает сил.
Маневр выполняется в следующем порядке. Ставят зарифленный грот и штормовой стаксель, гика-шкот выбирают втугую и на оба борта втугую выбирают стаксель-шкоты, чтобы они работали на обоих галсах под ветер для торможения хода судна (рис. 2). Яхта с поставленными парусами уваливается на бейдевинд и, набрав ход, перемещается вместе с цепью, остающейся закрепленной за битенг. Дойдя до крайнего положения, яхта натягивает якорную цепь, происходит рывок и поворот оверштаг, во время которого цепь провисает. Баковый матрос быстро выбирает слабину и стопорит цепь на битенге, пока яхта снова не набрала скорость. На новом галсе она перемещается в противоположное крайнее положение, все действия повторяются. Во время этого маневрирования положение стаксель-шкотов не меняют.
Лавировку продолжают до тех пор, пока якорная цепь не будет выбрана почти до положения «панер». Яхта своей инерцией опрокинет и вывернет из грунта якорь, который нетрудно теперь поднять на палубу.
Любая съемка с якоря имеет свои особенности, зависит от характера акватории и грунта, от ветра и волны, наличия поблизости других судов... Все это необходимо учитывать еще до постановки на якорь.
Необходимо потому, что съемка с якоря всегда более сложна, чем постановка на него.