Целесообразно также брать рифы во время тренировок в свежий ветер, если в запасе нет штормового паруса.
Тем же, кто не участвует в соревнованиях, а просто катается, совершает короткие и дальние прогулки на парусной доске, без рифов, вероятно, не обойтись. Ведь умение уменьшать площадь паруса — это важнейший прием обеспечения безопасности плавания на парусной доске, он должен стать обязательным элементом обучения спортсменов, войти в утвержденную программу их подготовки.
Существует несколько способов рифления паруса на виндсерфере. Одни из них требуют существенной доработки паруса, другие можно применять без каких-либо переделок, прямо на воде или на берегу. Названия приведенных ниже приемов даны чисто условно — для удобства их различия.
1. «Верхняя гармошка»
Чтобы уменьшить площадь и понизить центр парусности (ЦП) ослабляют шкотовую оттяжку, вынимают 1—2 верхних латы, верхнюю часть паруса собирают «гармошкой» и притягивают к мачте коротким шнуром (рис. 1). Вынутые латы можно засунуть в вертикальный карман, который рекомендуется пришить вдоль передней шкаторины ниже пятки гика (в этом же кармане должен храниться и страховочный буксирный конец). Если спортсмен оказался в критической ситуации вдали от берега и не имеет шнура, можно использовать шнурок от кеда.
Этот способ предельно прост, может применяться прямо на воде даже при изрядном волнении. Форма паруса при этом, конечно, сильно искажается и лавировать с «гармошкой» трудновато. Но на полных курсах форма паруса не играет существенной роли.
2. «Верхняя накрутка»
(рис. 2) искажает профиль паруса в меньшей степени. Суть его та же, что и у «гармошки»: ослабляют шкотовую и галсовую оттяжки, вынимают верхнюю пару лат, верхнюю переднюю часть паруса накручивают на мачту так, чтобы топовый угол сделал 1—2 оборота; возле гика парус на мачту почти не накручивают.
Там, где задняя шкаторина подошла к мачте, обернутую вокруг мачты часть паруса как можно плотнее притягивают к ней. Вторую схватку шнуром делают у топа. Этот способ требует аккуратного исполнения, что достижимо только на суше.
3. «Нижняя закрутка»
Для взятия рифов этим способом вооружение полностью разбирают, мачту вставляют в карман паруса топом через вырез для крепления гика. Пятку гика фиксируют обычным способом, а от нока гика к шпору мачты проводят оттяжку. Нижнюю часть паруса скручивают плотной «колбаской» и крепят ее к мачте при помощи галс-оттяжки под самым гиком (рис. 3). Таким образом удается уменьшить площадь паруса примерно на 25— 30%.
Однако при этом центр парусности несколько повышается, так что нагрузка на руки спортсмена снижается только на 15—20%. Но и это неплохо, тем более, что латы остаются на месте, панировочные качества паруса в значительной степени сохраняются. Кстати, этот способ — единственный, который не находится в противоречии с «Правилами постройки и обмера».
4. «Передняя шнуровка»
Этот способ напоминает классическое рифление парусов, только парус подвязывается не нижней шкаториной к гику, а передней к мачте. На полотнище на расстоянии 300—400 мм от мачты необходимо установить ряд люверсов, нашитых на усиливающие накладки — риф-банты. Если нет стандартных штампованных люверсов, можно применить самодельные, выполненные из нержавеющих колец диаметром 12—20 мм толщиной 1,5—3 мм (рис. 4). Такие люверсы после подшивки обвальцовываются изнутри мягкими медными или латунными кольцами, нарезанными из трубки подходящего диаметра с толщиной стенки 0,5—0,8 мм. В крайнем случае нитки можно защитить от истирания эпоксидным клеем. Особенно тщательно нужно усилить боутами и бантами (накладками из парусной ткани) крайние люверсы у нижней и задней шкаторин — на них будет действовать наибольшая нагрузка. Остальные люверсы должны располагаться с шагом 350—450 мм строго по одной линии, вычерченной по слегка изогнутой (выпуклостью от мачты) рейке.
При взятии рифов достаточно пропустить через люверсы вокруг мачты по спирали шнур диаметром 4—6 мм, аккуратно собрать излишки паруса в «гармошку» или в «колбаску» и равномерно затянуть шнуровку от гика к краям. Вместо одного длинного шнура можно применить короткие риф-штерты, заранее вставленные в люверсы и снабженные на обоих концах узлами-«восьмерками».
Поскольку шкотовый угол при этом способе уходит от нока гика к мачте на 400—500 мм, шкотовый угол рекомендуется дополнительно раскрепить оттяжкой с дугами гике, проведя тросик под прямым углом от шкотового люверса и обратно, иначе гик будет сильно раскачивать.
При «передней шнуровке» профиль паруса искажается незначительно, латы не вынимаются, центр парусности немного смещается в нос, что дает ощутимый положительный эффект при лавировке в сильный ветер (доску меньше приводит). Рифление легко осуществить как на суше, так и на воде, но способ этот требует существенной доработки паруса, слегка портит его внешний вид и несколько ухудшает эффективность паруса при слабых и умеренных ветрах.
5. «Нижняя шнуровка»
Отличается от предыдущего способа тем, что ряд рифов устанавливают параллельно нижней шкаторине на расстоянии 400—500 мм от нее. Вместо люверсов и отдельных накладок можно нашить с обеих сторон сплошные усиливающие полосы—риф-банты шириной 30—50 мм, а вместо люверсов пришить прочные тесемки длиной по 150—200 мм (рис. 5). По концам ряда рифов все же рекомендуется поставить усиленные люверсы — для проводки шкотовой и галсовой оттяжек при взятии рифа.
В мачтовом кармане паруса на уровне рифа нужно сделать прорезь для выхода мачты, усиленную накладками, а выше штатного выреза под крепление гика сделать еще один такой же вырез. Карман у топа не заделывается, чтобы парус мог свободно опускаться и подниматься по мачте на высоту рифления. В топовом углу паруса ставится люверс, а в топе мачты сверлится отверстие диаметром 10 мм для проводки топовой оттяжки (рис. 5).
При уменьшении площади паруса мачту необходимо вставить в рифовую прорезь, парус опустить по мачте так, чтобы риф оказался на уровне галсового угла. Гик крепится через верхний вырез на своем обычном месте, нижняя часть паруса скатывается тугой «колбаской» и затягивается шнуровкой или тесемками, все углы фиксируются соответствующими оттяжками.
Этот способ, несмотря на существенные переделки паруса, позволяет сохранить эффективность паруса при уменьшении его площади и получать максимум удовольствия от катания на доске при свежем ветре.