Простейший лот
Предлагаемый простой измеритель глубины с точностью отсчета до 20 см можно сделать из обычного механического счетчика и катушки из-под лески производства ГДР.
Счетчик 1 устанавливается внутри коробки 2, на его ведущий валик насаживается пятизубая звездочка 3. Снаружи к коробке прикрепляется втулка 4, на которой вращается катушка 5 с намотанной на нее леской диаметром 0,3 мм. Катушка снабжается ручкой 6, ее выступающий конец задевает за зубья звездочки 3. Диаметр катушки 03 мм, следовательно, за один оборот с нее сходит 20 см лески, а за 5 оборотов —1 метр. Конец ручки за это время повернет звездочку на один оборот и на счетчике появятся цифры 010 — две левые цифры означают метры, а правая — десятки сантиметров. При обратном наматывании лески счетчик возвращается в исходное состояние.
Снизу коробка закрывается пенопластовой заглушкой 7 с отверстием для грузила 8. Компоновка лота зависит от габаритов счетчика.
«Дистанционный» запуск мотора
Прошлым летом на Волге мне довелось увидеть оригинальное приспособление для запуска подвесного мотора с места водителя. Состоит оно из капронового шнура 1, прикрепленного к рукоятке ручного стартера и проведенного через направляющие блоки 2 к пульту управления. На конце шнура имеется рукоятка 3, легко доступная для водителя.
На лодке были установлены два 30-сильных «Вихря» и оба они были снабжены таким устройством.
Как хранить гайки
Хороший запас крепежа — гаек, шайб, болтов, винтов и т. п. полезен по-настоящему только в том случае, когда он рассортирован по диаметру резьбы и на поиски нужной детали затрачиваются считанные секунды.
Для хранения гаек и шайб можно рекомендовать сделать простейший министеллаж, устройство которого ясно из эскиза.
Томбуй-«автомат»
К як известно, буйреп с томбуем страхуют экипаж судна от потери якоря в случае, если лапы зацепят за корни, провода, тросы, арматуру. Однако при отдаче якоря буйреп нередко сам запутывается за части якоря или якорный канат и становится бесполезным. Предлагаемая конструкция томбуя позволяет избежать подобных случаев.
Томбуй состоит из поплавка 1, изготовленного из пенопласта ПС-1 (размер заготовок — 270X270X50 мм), выполняющего роль вьюшки для наматывания буйрепа 2, и скобы 3 из нержавеющей проволоки, закрепленной на оси 6 поплавка. Скоба имеет в нижней части стяжку 4 для пропуска буйрепа, коренной конец которого крепится в отверстии 7 поплавка. Перед отдачей якоря буйреп наматывают на поплавок, ходовой конец его пропускают между стяжкой 4 и скобой 3 и стопорят его при помощи куска сахара 5. Прикрепив ходовой конец буйрепа к тренду якоря, якорь отдают вместе с томбуем. Через некоторое время, когда якорь заберет и растает сахар, томбуй всплывает над местом нахождения якоря. При этом буйрепа отмотается не больше, чем глубина над якорем, так как плоская форма поплавка не позволит тросу разматываться на всю его длину.
Футляр для подшивки журнала
Хранение любимого журнала — проблема, далеко не простая. Хочется, чтобы был с годовыми комплектами полный порядок, и в то же время было удобно пользоваться подшивкой. Переплетение годового комплекта в толстый неразъемный том лишает возможности работы с каждым журналом по отдельности, а порою и затрудняет чтение тех строк, которые начинаются у корешка. Со всех точек зрения удобнее помещать каждый годовой комплект в отдельный футляр, наподобие тех, в которых когда-то продавались подписные издания.
Я обычно делаю футляры полуоткрытыми — закрывающими не всю ширину журнала, а только большую ее часть. Для изготовления такого футляра нужно вырезать из картона три заготовки. Размеры их таковы: «а» — «высота» журнала плюс 1—2 мм, «в» — «ширина» журнала минус 50 мм, «с» — толщина стопки — годового комплекта журнала плюс 2—3 мм. Донышки делаются длиной «в» плюс 50 мм и шириной, равной ширине корешка «с».
Конкретно для комплекта из шести номеров «КиЯ»: а=235 мм, е=115 мм, с=35 мм.
По линиям сгиба, отмеченным на приводимом рисунке штрих-пунктиром, картон подрезается примерно на треть толщины. Свободные края сторонок упрочняются тем, что по кромкам отгибается и приклеивается 20-мил-лиметровая полоса (на рисунке заштрихована). После этого донышки приклеиваются к краям корешка (на длине 30 мм) и производится гибка и приклеивание донышек к отгибам по верху и низу сторонок. В заключение отгибаются и приклеиваются 20-миллиметровые края донышек.
При желании можно сделать футляр и полностью закрытым — этим гарантируется долгая жизнь подшивки. Для этого ширину сторонок нужно увеличивать до 165 мм и по одной из них предусмотреть отгибающийся клапан, край которого будет заправляться внутрь футляра. Контуры деталей для закрытого футляра показаны на схеме пунктиром.
Почему срезаются шпонки
Для предупреждения срезания шпонок на гребном валу мотора «Нептун» нужно обеспечить устойчивое вращение коленчатого вала на самом малом газу и при переходе к средним оборотам (в момент включения реверса).
Владельцы моторов часто производят чрезмерное обеднение смеси путем опускания иглы золотника; при этом приходится регулировать систему холостого хода на обогащение. Такая регулировка вынуждает водителя резко увеличивать обороты двигателя в момент начала движения лодки — во избежание его остановки.
А резкое нарастание крутящего момента и вызывает срезание шпонки.
Советую регулировку карбюратора производить следующим образом: добиться работы мотора на максимально бедной смеси, затем поднять иглу золотника на одно деление вверх и отрегулировать соответственно качество смеси холостого хода.
Отличную работу «Нептуна» на всех режимах обеспечивает карбюратор К62. Подробно настройка этого карбюратора приведена в «КиЯ» №108. Привод воздушного корректора и утолителя поплавка удобно вынести из-под капота.
Исключает срезание шпонки также совмещенное дистанционное управление реверсом и газом, обеспечивающее одновременное включение реверса и плавное увеличение оборотов двигателя (см. «КиЯ» №88). Такая система управления позволяет иметь минимальные обороты холостого хода.
Узлы и мнения
Публикация в №124 заметки Н. Карасева по материалам переводного журнала «В мире науки» вызвала целый ряд читательских откликов. Никто из написавших в редакцию не сомневается в правильности постановки вопроса о применении математики для проверки надежности морских узлов. А вот надежность самих узлов, изображенных на иллюстрациях, определенные сомнения вызвала.
Многие читатели обнаружили опечатку. По вине автора заметки в изображение усовершенствованного двойного узла-«констриктора», приведенное со ссылкой на книгу Л. Скрягнна «Морские узлы», вкралась ошибка. Первым обратил на это внимание яхтенный рулевой 1 класса А. Андреев (из г. Калинина). Приводим правильное изображение узла.
Несколько авторов писем отметили, что воспроизведенные по американскому источнику изображения узлов «Д» и «Е» («констриктор» и «видоизмененный констриктор Беймена») отличаются от приводимых в нашей литературе не в лучшую сторону.
Яхтенный рулевой 1 класса канд. физ.-мат. наук А. 3айцев (г. Киев) пишет: «Узел Д в таком виде может при увеличении тяги отказать, так как коренной конец будет выдергиваться ходовым».
Ленинградец В. Яковлев проверил (правда, без помощи математики) оба варианта и также считает, что «констриктор», показанный в той же книге А. Скрягина, будет надежнее. «Впрочем, — пишет он, — такелажное дело сродни искусству, у каждого свое мнение».
Как бы там ни было, и на наш взгляд в качестве руководства для вязки узлов указанные два рисунка лучше не использовать; впрочем, они и были приведены совсем с другой целью.
Мичманский кноп
Именно под таким названием давно известен на нашем флоте узел, который окрестил капитанским тов. Акимов в своей заметке в «КиЯ» №128. Дело, конечно, не в названии, а в лишенной, на мой взгляд, смысла рекомендации по изготовлению шкентеля с мусингами таким методом.
Невозможно выдержать одинаковые расстояния между мусингами, протаскивая всякий раз длинный ходовой конец (шкентель) с ранее сделанными мусингами через все последующие переплетения. Да еще при этом увеличивать размеры мусингов повторной протаской ходового конца! Образующиеся при этом петли, как и сами мусинги, будут находиться сбоку шкентеля, а не в нормальном положении — по оси его.
Старый проверенный способ позволяет все это делать проще, лучше и быстрее. Вырубается из троса конец нужной длины (шкентель). На нем его же прядями или кончиками, вырезанными из этого же троса (для увеличения размеров мусингов), делается на равных расстояниях, обычно не более 2 футов, нужное количество мусингов — стопорных или талрепных кнопов. При необходимости кнопы покрываются 3-, 4- или 5-шлажными либо иными оплетками.
К слову сказать, применение шкентеля с мусингами на яхтах — крайне редкое явление. Наиболее часто он применяется на кораблях (выстрелы, шлюпбалки и т. п.), а также на береговых сигнальных мачтах. Сам же «мичманский кноп» применяется в основном в декоративных целях: вместо ремешков на фуражках-мичманках (отсюда и название), а также для украшения досок с образцами такелажных работ. Для изготовления стропов, дверных ручек и при других судовых работах его применяют редко.