В прошлом году шведская фирма «Селден маст» освоила производство мачт новой конструкции, снабженных устройством для уменьшения площади грота, а также полной его уборки внутрь мачты, где парус может храниться, как в контейнере. Мачта делается из прессованного алюминиевого профиля, разделенного внутренней продольной перегородкой на две части — переднюю (обтекатель) и заднюю, в которой размещается устройство для намотки грота вокруг вертикального полого алюминиевого стержня, снабженного обычным лик пазом.
Ставится парус при помощи обычного фала, при этом передняя шкаторина заводится в лик-паз стержня 5, а шкотовый угол располагается снаружи мачты и растягивается по гику шкотом 9. Его ходовой конец проводится в кокпит и выбирается при помощи лебедки 8.
Стержень 5 можно привести во вращение посредством привода 14, снабженного конической зубчатой передачей 15. Привод можно вращать непосредственно за рукоятку или же при помощи троса 10, ходовые концы которого также проводятся в кокпит. При вращении привода грот наматывается на стержень 5; одновременно должен травиться шкот 9. Площадь паруса уменьшается — «берутся рифы». Для возвращения грота в нормальное положение выбирают шкот 9 и один из концов троса 10, помогающий раскручивать парус.
Для уменьшения усилий на барабане 14 щель для паруса в мачте расположена сбоку от ее диаметрального сечения. Мачтовый профиль снабжен дополнительным ликпазом 4 для запасного грота или триселя. Специальные планки фигурного сечения используются для образования каналов 6 для кабелей, идущих на топ мачты и краспицы к сигнальным огням, люстрам и датчикам приборов. Щель для паруса имеет покрытие из поливинилхлорида, которое уменьшает трение и исключает износ ткани.
Фирма выпускает мачты «Фарлин» для яхт длиной от 10 до 15 м. Размеры поперечного сечения самой «тонкой» мачты — 214Х122 мм при толщине стенки 3,5÷5,5 мм; вес одного погонного метра профиля — 6,67 кг. Обычно такие мачты раскрепляются вантами с двумя рядами краспиц и имеют более легкие штаги благодаря значительному моменту инерции сечения относительно поперечной оси. При необходимости устройство для закрутки грота легко демонтируется.