Хочу использовать для мотолодки «Крым» в качестве движителя кормовое водяное колесо с цепным редунторным приводом (передаточное отношение 10:1) от мотора «Вихрь-25». По ориентировочным расчетам наружный диаметр колеса — 500 мм; длина лопасти — 400 мм; ширина лопасти — 100 мм; сила тяги при скорости 36 км/ч, — 160—180 кгс (на полной мощности двигателя); максимальный объем отбрасываемой воды при частоте вращения двигателя 5000 об/мин — 0,6 м3/с. Однако из-за отсутствия специальной литературы по этому вопросу я не могу сказать, насколько хорошо поведет себя гребное колесо на моей мотолодке и будут ли лопатки колеса при частоте вращения 500 об/мин создавать эффективный упор и тягу без кавитации и захвата воздуха.
Гребные колеса на малых судах применяют сравнительно редко. Как правило, предпочтение им по сравнению с гребным винтом или водометом отдается в случае, если судно эксплуатируется в сильно засоренной, заросшей водорослями и тростником акватории. По проходимости в этих условиях колесо не имеет равных соперников. Колесами снабжались, например, косилки для водорослей и комбайны-кормораздатчики при прудовом разведении рыбы.
В настоящее время гребные колеса применяются на буксирах-толкачах мощностью 600—700 л. с., работающих на реках с ограниченными глубинами. Колеса этих теплоходов имеют поворотные плицы и расположены по бортам. За счет их большого гидравлического сечения удается обеспечить пропульсивный коэффициент около 0,4—0,45.
Применение гребных колес эффективно на мелководном фарватере при скоростях движения около 10—15 км/ч. Использование гребных колес на катерах и мотолодках возможно при создании компактной передачи с большим передаточным числом крутящего момента от двигателя к гребному колесу, устанавливаемому за кормой. Для этой цели лучше всего подходит простое по конструкции гребное колесо с неподвижными радиальными или шевронными плицами.
Гребное колесо с радиальными или шевронными плицами на мотолодке «Крым», работающее от подвесного двигателя «Вихрь 25» мощностью 2S л. с., позволит обеспечить лодке движение со скоростью порядка 12—14 км/ч. При этом диаметр колеса можно принять равным 0,5 м, длину лопастей 0,8—1,0 м, погружение лопастей 0,1—0,15 м. Следует иметь в виду, что при этих размерах частота вращения гребного колеса не должна быть больше 180—200 об/мин. Целесообразно предусмотреть возможность регулирования частоты вращения гребных колес за счет переменных шестерен в редукторе или звездочек в цепной передаче.
Достигнуть большой скорости на мотолодке, оборудованной гребными колесами, очень сложно, так как с увеличением скорости движения катера возрастает собственное сопротивление плиц колеса и падает его КПД. Даже увеличение мощности энергетической установки, например, за счет применения двух двигателей «Вихрь-25», не позволит значительно повысить скорость мотолодки «Крым» и, следовательно, подобная установка нецелесообразна.