К сожалению, почти нет вопросов о причинах аварий и несчастных случаях на воде. Мы решили не ждать от читателей, когда у них проявится подобный интерес. Пять лет существования ГИМС РСФСР позволяют сделать обстоятельный анализ.
Опытный судоводитель хорошо понимает опасность легкомысленного отношения к воде. Ну а неопытный или беспечный — пусть хотя бы задумается над роковыми цифрами:
За последние 4 года в Российской Федерации на воде погибло более 47 тысяч человек.
Только в прошлом году утонуло 12 тысяч человек.
Минувшее лето выдалось на большей части России жарким, люди искали спасения от знойного солнца у воды и на воде. К сожалению, далеко не всегда соблюдались ими элементарные меры предосторожности. Многие купались в незнакомых и даже в опасных и запрещенных для купания местах. Немалый процент от этого количества жертв составляют судоводители-любители.
Очень много на воде погибает детей. Кстати, гибель их при падении с борта судна — не редкий случай. И вывод здесь напрашивается один: детей как можно раньше надо учить плавать! Пока работники народного образования, спортивных и других организаций и, конечно же, сами родители не задумаются серьезно над тем, что уметь плавать ребенку так же необходимо, как и уметь ходить, никакие спасательные станции не в состоянии решить проблему.
Особо хочу выделить цифры, показывающие рост гибели людей на воде в состоянии алкогольного опьянения.
За 1986 г. в нетрезвом виде утонуло 2678 человек, в 1987 г. — 2957 человек, в 1988 г. — 3781 человек. И это при якобы «повсеместной борьбе с пьянством и алкоголизмом»!
Не лишним будет напомнить о том, что в сентябре прошлого года Совет Министров РСФСР рассмотрел состояние охраны жизни людей на воде и принял специальное постановление. Намечен ряд конкретных мер даны соответствующие поручения министерствам и ведомствам. Оттого, как они будут реализовываться на практике, зависит жизнь многих людей.
Как же обстоит дело с аварийностью маломерных судов, следствием которой являются несчастные случаи?
Представьте себе: аварийность снижается. Факт отрадный; повышается, значит, личная ответственность судоводителей-любителей и в целом культура судовождения. И все-таки именно аварии остаются основным источником групповой гибели людей.
Так, в 1988 г. было зарегистрировано 27 серьезных аварий, погибло почти 100 человек. Такое же положение, кстати, было и годом раньше.
Рассматривая каждый случай в отдельности, мы определили число жертв, причиной которых стала неправильная эксплуатация маломерных судов: 10 % общей печальной статистики! И хотя провести расследование и получить с мест самую достоверную информацию — задача для работников госинспекций не всегда выполнимая, но даже по учетным карточкам, которые оформляются местными инспекторами, можно получить достаточно наглядное представление о причинах гибели судов и людей.
Из всех зафиксированных аварий 40% были совершены судоводителями в состоянии алкогольного опьянения. Это в 1988 г., а годом раньше — 59%.
Каждая третья авария совершена лицами, не имеющими прав на управление маломерными судами.
Количество аварий с незарегистрированными судами составляет 42% от общего числа.
Мы пришли к выводу, что немалую опасность представляют владельцы судов, сознательно избегающие технического освидетельствования. В аварийных ситуациях побывали 63% судов, которые не были осмотрены госинспекторами в начале навигации.
Полезно охарактеризовать и виды аварий, происшедших с маломерными судами. Уже на протяжении многих лет на первом месте стоит опрокидывание: в прошлом году оно достигло 67% общего числа аварий. Часто случаются столкновения любительских судов (11%) и гибель судов от течи (7%).
Участились случаи столкновения маломерного флота с транспортным — чаще всего с пассажирскими теплоходами. Вот два из них.
Судоводитель Никитин и трое его знакомых, изрядно «откушав», 13 августа решили прокатиться с ветерком по Оке (г. Алексин. Тульской обл.) на моторной лодке «Казанка-М», пользуясь отсутствием на базе выпускного режима. Осуществить задуманное труда не составило. И вот — моторка лихо мчится посреди судового хода, никто не обращает внимания на приближающийся теплоход. Финал был трагичен — столкновение, гибель одного из пассажиров «Казанки». Сама жизнь жестоко наказала за беспечность.
При расследовании аварии органами УВД с участием судоходной инспекции и ГИМС судоводителю Никитину было предъявлено обвинение в нарушении правил пользования маломерными судами (управление в состоянии алкогольного опьянения, перевозка пьяных пассажиров), а также в нарушении Правил плавания по внутренним водным путям РСФСР (п. 42.1 — следование маломерного судна по оси судового хода). За серьезные нарушения, повлекшие за собой гибель человека, Никитин был привлечен к уголовной ответственности и осужден на 5 лет. Начальник базы за выпуск в плавание мотолодки с пьяными судоводителями привлечен к административном ответственности и оштрафован на 100 рублей.
Случись подобная трагедия лет пять назад, вряд ли бы дело кончилось наказанием виновного. Не было ведь тогда даже нормативных актов, и самые вопиющие безобразия на воде многим сходили с рук. Безответственность порождала вседозволенность.
Хочется, чтобы сейчас все судоводители-любители поняли, наконец, что строжайшее соблюдение Правил, строгий спрос с себя и товарищей за выполнение норм поведения на воде — есть насущная необходимость. Вода более опасная среда, чем суша, и пренебрежение к установленным порядкам должно быть наказуемо.
Еще более трагичный случай произошел 21 августа на Оби в районе острова Кудряш (г. Новосибирск). Судоводитель Горбунов по разрешению горисполкома занимался индивидуальной трудовой деятельностью — перевозкой людей на принадлежащей ему моторной лодке «Крым». При пересечении судового хода мотолодка с четырьмя человеками на борту попала под пассажирский теплоход на подводных крыльях. Все четверо погибли.
На внутренних судоходных водоемах зафиксировано 150 аварий, из них 20 — на судовом ходу.
Каждая четвертая авария произошла из-за грубых нарушений ППВВП.
Видимо, есть необходимость еще раз напомнить, что согласно Правилам плавания маломерные суда должны следовать за пределами судового хода и только в случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой стороны в пределах до 10 метров от кромки и в один ряд. При этом лодки не должны затруднять движение и маневрирование крупным судам, обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.
Пересечение судового хода должно производиться, как правило, за кормой проходящих немаломерных судов. Если же этот маневр производится с пересечением курса приближающемуся судну, то он должен быть завершен не менее чем за 0,5 км от него.
Очень распространенными причинами аварий (20% общего числа) являются превышение пассажировместимости и неправильное размещение грузов на судне, что приводит к опрокидыванию судна.
15% аварий происходит из-за неправильной эксплуатации лодочных моторов. В основном — при запуске мотора с включенным на передний ход реверсом. Судоводителям следует быть предельно внимательными, чтобы избежать неожиданного рывка судна во время запуска двигателя. Кстати, серьезную претензию надо предъявить конструкторам: им давно уже пора решить вопрос об установке блокировки, исключающей пуск мотора с включенным реверсом.
Говоря обо всем этом, не могу не затронуть рыбалку, представляющуюся многим занятием сверхбезобидным. Сама рыбалка — да, а вот связанное с нею — увы! Более половины аварийных случаев на совести рыболовов-любителей. Судоводители-рыбаки нередко пренебрегают погодой, зачастую выходят в плавание без индивидуальных спасательных средств, при хорошей поклевке теряют бдительность и не замечают происходящего вокруг, наблюдая только за поплавком. Много опрокидываний случается во время выборки и постановки рыболовных снастей.
По нашему глубокому убеждению, гибель людей на воде находится в прямой зависимости от состояния правопорядка на водоемах.
В прошлом году работники ГИМС РСФСР впервые использовали предоставленные им административные права. Было проведено 7 тысяч рейдов и 12 тысяч патрулирований, пресечено порядка 40 тысяч различных нарушений. Около 300 судоводителей-любителей были лишены прав из-за управления маломерными судами в нетрезвом состоянии. 1700 нарушителей были оштрафованы. В остальных случаях государственные инспекторы ограничивались предупреждениями.
В укреплении правопорядка совместно с работниками ГИМС активно участвовали сотрудники милиции и рыбоохраны. Инспекции оказывают значительную добровольную помощь 13 тысяч внештатных инспекторов и членов специализированных дружин; 608 наиболее активных из них премированы Главным управлением ГИМС РСФСР. Работники спасательных и инспекторских пунктов минувшим летом спасли около 11 тысяч человек, среди них были и судоводители-любители.
Я глубоко убежден, что в наведение порядка на водоемах необходимо включиться всем, кто имеет какое-то отношение к воде. Судоводителям маломерных судов — в первую очередь. Согласитесь, на каждый населенный пункт невозможно назначить по госинспектору. Но там, где есть хотя бы десяток лодок, иметь внештатного инспектора из числа судоводителей просто необходимо. Уверен, куда меньше будет тогда несчастных случаев.
Анализируя столь печальную статистику, необходимо назвать и те адреса, откуда чаще всего поступают тревожные сигналы о всевозможных происшествиях. Это Амурская, Владимирская, Кировская, Курганская, Пермская, Тульская, Тюменская, Читинская области и Мордовская АССР.
Местным территориальным инспекциям следовало бы поучиться у инспекторов Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Челябинской областей и Краснодарского края, добившихся значительного сокращения количества нарушений на воде.
У лучших инспекторов на первом месте стоит профилактика возможных происшествий, а не принцип проявления «героизма», когда человека уже надо спасать ценой огромных усилий. Давайте поймем наконец — много жизней будет сохранено, если с водой и катером все мы начнем обращаться почтительно.
В. Антонов, зам. начальника Главного управления ГИМС РСФСР.