Прочитав статью «Газ вместо бензина — реальность или далекое будущее» (см. «КиЯ» №148), решил поделиться опытом. В статье автор пишет, что в нашей стране опыт эксплуатации газовых катеров отсутствует. Я думаю по-другому — просто никто из владельцев газовых установок не афиширует свои детища — побаиваются ГИМСа.
Вот уже в течение трех навигаций на своей лодке я эксплуатирую двигатель «Л-6/3» на сжиженном пропан-бутане. Устанавливая газовую аппаратуру, я несколько колебался — слишком много у нее было противников. Одним из основных доводов у них была опасность быстрого прогара клапанов в двигателе. Однако длительная эксплуатация двигателя на газе показала надежность оборудования: за три навигации не было ни одной поломки. Мой товарищ за два года эксплуатации двигателя «УД-2» на газе тоже не имеет претензий к аппаратуре.
Масло в двигателе меняю один раз за навигацию. 50-литрового газового баллона хватает в среднем на 150 км, 27-литрового — на 60—70 км. Правда, газ у нас подешевле, чем в Ленинграде — 50 л стоят полтора рубля, 27-литровый баллон — около 70 копеек. Однако радоваться рано: цены в наше время — вещь непредсказуемая.
Эксплуатирую лодку на довольно сильном — около 4 км/ч — течении. На расход газа заметное влияние оказывает подбор гребного винта. Так, при двухлопастном винте расход газа меньше, чем с трехлопастным от ПМ «Москва-М». С винтом от «Москвы-М» 50-литрового баллона хватает уже на 100—120 км.
Теперь немного истории. Все началось с того, что, разбирая макулатуру, я случайно наткнулся на книжку о газобаллонных автомобилях и тракторах выпуска где-то 1947 г. Там подробно была описана схема питания газом пускового двигателя «ПД-10» (в народе его называют «пускачом»). Пускач работает аналогично мотоциклетному двигателю, тогда и родилась у меня идея перевести на газ мотороллер «Тупица». Без происшествий отъездил на нем два года, после чего поставил редуктор на мопед «Верховина». На мопеде я также безаварийно отъездил два года. За это время помог установить своим товарищам газовую аппаратуру на мотоцикл «Восход», бегали по нашим дорогам и три газовых «ИЖа».
Никто из друзей не имел нареканий к газовой технике. Так что, прежде чем рискнуть установить газовое оборудование на лодке, я достаточно накатался на газе на колесах.
Говоря о пожароопасности газобаллонных установок, надо сразу заметить, что неплохо горят и бензиновые катера. Но если серьезно, то в моторном отсеке у меня закреплен огнетушитель, всегда под рукой асбестовое полотно 1,2Х1,2 м. Но мне лично пока тушить ничего не приходилось. Единственный известный мне случай непоказателен и говорит лишь о небрежности при заводке на смеси газа с бензином. При пуске только на газе такого не произойдет.
По сравнению с машинами катера находятся в более выгодном отношении, так как на открытом воздухе меньше вероятность скопления газа в закрытом объеме (гараже).
Владелец газового «Амура» в «КиЯ» №148 предупреждает об опасности отравления газом животных, находящихся на борту, в частности собак. Мои собаки, правда, не охотничьи, про потерю нюха ничего сказать не могу, хорошо переносят длительные переходы, а ведь в отпуске приходится двигаться с восьми утра до восьми вечера.
В «КиЯ» уже неоднократно помещали заметки о японских газовых подвесных моторах. По-моему, в переводе ПМ на газ нет никаких больших проблем. Просто на подвеснике сложнее навесить газовое оборудование, так как размеры капота ограничены. Потребуется лишь большая аккуратность при разработке системы масляной смазки двигателя. На двухтактные двигатели я ставлю вакуумную капельницу с дозирующим игольчатым краником.
В завершение хочется обратиться к нашим предприятиям. Вот уже сколько времени прошло, а промышленность до сих пор не выпускает ни один стационарный лодочный мотор. И если уже конструкторы не могут придумать ничего нового, то хотя бы наладили выпуск старых надежных моторов «Л-6/3», «Л-12/4», «УД-25». При небольшой доработке, такой, как комплектация электростартером, генератором и водяной помпой, эти двигатели еще послужат нашим водномоторникам.