Статьи о турбонаддуве, опубликованные в «КиЯ» №134 и №145, привлекли внимание не только профессионалов, но и механиков-любителей. В редакцию журнала поступают письма, в которых читатели интересуются возможностью установки турбокомпрессора (чаще всего типа ТКР-7 от нового трактора «Беларусь») на тот либо иной дизель.
К сожалению, в статьях освещается только один аспект применения турбонаддува — повышение мощности ДВС, но совершенно не уделяется внимания повышению напряженности его работы.
Так, при установке турбокомпрессора ТКР-7 на тракторный дизель «Д-240» для того, чтобы сохранить моторесурс, пришлось провести значительный объем доработок дизеля. С целью понижения температуры поршня в районе коренных подшипников были установлены специальные форсунки, подающие масло на днище поршня. Поршни были изготовлены с нерезистовой вставкой для верхнего кольца, которому для предотвращения закоксовывания придано трапециевидное поперечное сечение. Применены более качественные материалы для коленчатого вала, шатунов и вкладышей. Усилено крепление маховика к коленчатому валу; седла клапанов выполнены вставными из более жаропрочного материала, улучшена смазка клапанов и их уплотнение. Изменены фазы газораспределения, установлены новые форсунки, увеличена производительность плунжерных пар.
Таким образом, установка турбонаддува заставила конструкторов доработать многие основные узлы двигателя. Применение турбонаддува без соответствующей подготовки может существенно понизить моторесурс и надежность двигателя.
Установка ТКР на серийные автотракторные двигатели оправдана только для спортивных целей и для быстроходных катеров, когда мощности двигателя недостаточно для выхода на глиссирование (на подводные крылья). После выхода на режим, во избежание быстрого износа мощность необходимо уменьшить так, чтобы она соответствовала мощности базового двигателя. Контроль ведется по часовому расходу топлива.
Во всех случаях целесообразно использовать охлаждение воздуха после компрессора. Для этих целей можно попытаться использовать радиатор от автомобильного отопителя, пропуская через него забортную воду. Возможно, что для эффективного охлаждения потребуется соединить два радиатора последовательно.
При установке турбокомпрессора на дизель необходимо увеличить производительность секций насоса высокого давления вывинчивая болт жесткого упора до заметного повышения дымности выхлопа. Ведь расход топлива должен повыситься пропорционально росту мощности при неизменной номинальной частоте вращения (она зависит только от регулировки центробежного регулятора).