Схема измерения угла замкнутого состояния контактов работает следующим образом (см. рис. 1). К выводу Г2 подсоединяется вывод прерывателя ДВС или (при использовании электронного зажигания) вывод катушки зажигания, на котором получается первичное напряжение 250—300 В. Стабилитрон VD1 и резистор R4 ограничивают амплитуду импульсов, поступающих на вход прибора. Длительность этих импульсов обратно пропорциональна углу замкнутого состояния контактов.
Ограниченные на уровне 8 В импульсы через резисторы R1, R2, R3 поступают к миллиамперметру, шкала которого отградуирована непосредственно в градусах замкнутого состояния контактов (рис. 2).
Схема измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя состоит из формирователя на элементах R6, R7, C1, С2, С3, VD3, С4 и ждущего мультивибратора на транзисторах VT4, VT5. Ждущий мультивибратор находится в основном устойчивом состоянии. Транзистор VT5 открыт, а VT4 закрыт. Конденсатор С6 заряжен до напряжения 8,5 В. Так как VT4 закрыт, ток через миллиамперметр не протекает. Положительные импульсы, возникающие в момент искрообразования в первичной обмотке катушки, проходят через формирователь (рис. 3) и отпирают VT4. Заряженный конденсатор через открытый переход VT4 подсоединяется к переходу база — эмиттер транзистора VT5. В результате он запирается. Мультивибратор переходит во второе неустойчивое состояние. Конденсатор С6 перезаряжается через резистор R11 (R14), переход открытого транзистора VT4, резистор R12 (R13) и миллиамперметр. Когда напряжение на конденсаторе становится близким к нулю, мультивибратор возвращается в основное устойчивое состояние.
Таким образом, через измерительную головку проходит импульс тока, фиксированный по амплитуде и длительности. Показания прибора прямо пропорциональны частоте новообразования и частоте вращения коленчатого вала ДВС. Частота импульсов, поступающих на вход тахометра, зависит от типа двигателя и числа цилиндров, контролируемых прибором, и может быть определена по формуле
где n — частота вращения коленчатого вала, об/мин; К — тактность; m — число контролируемых цилиндров. Шкала прибора отградуирована для четырехтактного четырехцилиндрового двигателя. При контроле двухтактного двигателя по двум цилиндрам показания прибора сохраняются без изменений, по одному цилиндру — уменьшаются вдвое.
Для подключения тахометра к двигателю можно использовать и другой способ. На высоковольтный провод контролируемого цилиндра наматывается 10 витков монтажного изолированного провода (рис. 4). Одни его конец остается свободным, второй подключается на вход тестера (гнездо Г2). Клавиша «n» переключателя S1 нажата и клавишей переключателя S2 необходимо выбрать диапазон измерений.
Схема измерения напряжения состоит из резистора R5 и измерительной головки mA, которые подключаются клавишей S1 «α» к исследуемой цепи.
Регулировка прибора
Правильно собранный тестер не нуждается в настройке. Для его градуировки необходимо иметь обычный комбинированный прибор типа Ц4313, Ц4351, ТТЛ или любой другой, измеряющий напряжение с точностью 1,5—2,5%, звуковой генератор любого типа и регулируемый источник питания. Для градуировки шкалы вольтметра тестера используют схему, приведенную на рис. 5, подбирая резистор R5. Эту же схему применяют и для градуировки шкалы угла замкнутого состояния контактов прерывателя. Значения напряжений и углов соответственно берут из графика (см. рис. 2). Конечное значение шкалы 70—80° устанавливают, подбирая резистор R2. Тахометр градуируют по схеме на рис. 6. На вход тестера гнездо Г2 подают переменное напряжение от звукового генератора с амплитудой 7—10 В и частотой в соответствии с таблицей. На первом диапазоне до n=1500 об/мин подбирают резистор R12, на втором диапазоне до n=6000 об/мин — резистор R13.
Конструкция и детали
Прибор выполнен в пластмассовом корпусе размерами 175X120Х60 мм на двух печатных платах. Плата с переключателями установлена вертикально, другая плата горизонтально. Расположение деталей на платах со стороны дорожек печатного монтажа показано на рис. 8. Встроенный источник питания, две батареи (3336) «Планета», находится в нижней части коробки, там же и переключатель питания собственное или внешнее. При подключении внешнего источника питания своя батарея должна быть отключена. В тестере применены резисторы тина МЛТ-0,125, конденсаторы типа МБМ и К50 3, переключатели S1 строенный Г12К, S2 - одинарный, оба с фиксацией. Транзисторы КТ315 можно заменить на KT3I2 с любой буквой или МП37Б. Измерительная головка типа М4200 с током полного отклонения 200 А. Возможно применение других типов головок и другой чувствительности, но тогда номиналы подборочных резисторов будут сильно отличаться от указанных в схеме.
В заключение хочется отметить, что тестер прост в изготовлении и благодаря малому количеству деталей довольно надежен Он может быть использован как переносной и как встроенный прибор малого судна. Для подсоединения тестера к ДВС необходимо изготовить три разноцветных соединительных проводника с зажимами типа «крокодил».