Владельцам катеров и мотолодок не обойтись без стального троса при монтаже систем управления двигателем и рулем. При этом часто самодеятельные механики прибегают к простейшим способам заделки «ершащихся» концов обрубленного троса. Одни ставят на них шарик — напайку, другие подбирают гайку по диаметру троса, проводят в нее его конец и расплющивают.
Наш читатель из Херсона Владимир Алексеевич Дмитренко считает оба способа не вполне надежными, поскольку и напайки, и гайки под действием нагрузок могут быть сорванными. Обычно происходит это в самый неподходящий момент. Да и выглядят подобные «стопора» неэстетично. Дмитренко предлагает испытанный им простой, аккуратный и абсолютно надежный способ, который называется заплеткой конца троса на «шарик». Возможно, не асе читатели «КиЯ» слышали о таком. Владимир Алексеевич, по крайней мере, на других судах этих заплеток не встречал, что и побудило его поделиться опытом. Итак, заделка на «шарик»
Чтобы приступить к работе, необходимо изготовить из прочной металлической трубки с подходящим внешним и внутренним диаметром нечто вроде шипа или, говоря другими словами, разновидность свайки. Одним концом трубка намертво вгоняется в деревянную ручку, например от напильника. Другой ее конец срезается под углом 130—140°, заваливается и зашлифовывается по кромкам среза. Свайка готова. Присовокупив к ней моток тонкой мягкой проволоки, плоскогубцы, острое зубило и молоток, можно приступать к работе.
Отмеряется трос необходимой длины с припуском 8—10 см с каждой стороны от точек заделки «шарика», Необходимо заметить, что при заплетке на «шарик» рабочая длина троса практически не уменьшается.
Для того чтобы концы троса после отруба не расплетались (трос может быть в этом случае окончательно загублен), конец троса в месте отруба обвязывают припасенной проволокой, укладывая ее в виде плотной марки. Трос ни а коем случае не перекусывают кусачками и не пилят ножовкой. Его аккуратно перерубают заточенным зубилом.
Разрубили. Отмеряем от конца троса 8—10 см предусмотренного припуска и в том месте, где необходимо иметь «шарик», ставим еще одну проволочную марку, но с учетом желаемой величины «шарика». Она будет зависеть от количества витков, т. е. от диаметра ее проволочной обвязки. Чем больше намотано проволоки, тем крупнее будет «шарик».
Снимаем марку на конце троса, расплетаем пряди и разводим их, как лепестки ромашки. Если трос имеет стальной сердечник, его не отгибаем, а оставляем в центре «ромашки» (рис. 1).
Чтобы пряди не раскрутились, концы из проволок плотно закручивают с помощью двух плоскогубцев по направлению свивки. Если сердечник из мягких волокон, его попросту обрезают ножом, чтобы не мешал.
Далее в дело вступает свайка. Если ее нет, можно использовать нечто напоминающее ее. Например, небольшую отвертку.
Свайкой осторожно отделяют три пряди под обвязкой и ближайшую к концу свайки свободную прядь проводят внутрь трубки, после чего вместе с прядью свайку извлекают из-под трех прядей. Первая пробивка выполнена.
Далее, отступая на одну прядь, снова пропускают свайку под три пряди и аналогичным приемом проводят под них вторую свободную прядь (рис. 1).
Так поступают поочередно с остальными четырьмя прядями. Таким образом между всеми шестью прядями троса пропускаем по одной свободной пряди ниже проволочной обвязки, как бы фиксируя «ромашку» (рис. 2). С завершением пробивок обтягивают и обжимают образовавшийся «шарик» плоскогубцами, а пряди обрубают или откусывают острыми кусачками под «шариком». Вырубается и стальной сердечник.
«Шарик» готов. Если есть возможность, его можно еще и облаять оловом. Получится аккуратно, красиво и надежно.
Для качественной заплетки есть смысл сначала потренироваться на куске ненужного троса, а уж потом приступить к работе на тросе который используется в судовом устройстве.