Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Опыт эксплуатации / 1998 год / Опыт эксплуатации стаксельного тендера «Смак»
    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Опыт постройки и эксплуатации стальных тримаранов
    Опыт эксплуатации крейсерской яхты «Тритон»
    Двухлетний опыт эксплуатации мотора «Вихрь»
    Опыт эксплуатации надувной лодки «Пеликан»
    Опыт эксплуатации двухместной надувной лодки «Юрюэаиь»
    Опыт постройки и эксплуатации мотолодки тримарана «Радуга-46»
    Катамараный катер «Круиз»: опыт доводки и эксплуатации
    Опыт постройки и эксплуатации швертбота «Креветка»
    Опыт постройки и эксплуатации яхты микро-класса «Морской кот»
    Опыт изготовления и эксплуатации подвесных водометов
    Опыт постройки своими руками швертботов «Азарт» и «Смак»
    Опыт эксплуатации и выбора размеров водометного движителя
    Опыт постройки и эксплуатации лодки типа «джонбот»
    Опыт постройки и эксплуатации лодки с обводами «джонбота»


    Опыт эксплуатации стаксельного тендера «Смак»

    Год: 1998. Номер журнала «Катера и Яхты»: 165 (Все статьи)
              0


    Мне уже приходилось рассказывать о крейсерском остроскулом швертботе "Смак", построенном силами членов Клуба юных моряков города Электросталь Московской обл. (см. №157). На этом 9-метровом судне было опробовано необычное для наших краев вооружение, поэтому по просьбе редакции сообщаю свое мнение о нем. Возможно, кому-то будут полезны наши выводы, сделанные по результатам семи лет эксплуатации яхты, в том числе и в дальних плаваниях.

    Идея постройки для клуба очередной яхты, вооруженной не бермудской шхуной, а стаксельным тендером, родилась после ознакомления с литературой, где неоднократно упоминались преимущества стаксельного вооружения. Имелись в виду:
    • 1. Избавление от вредного влияния мачты на тяговые качества паруса на острых курсах;
    • 2. Отсутствие гика, благодаря чему нижняя шкаторина находится у палубы и корпус яхты играет роль аэродинамической шайбы, что снижает индуктивное сопротивление паруса;
    • 3. Большее удлинение паруса (до 4) позволяет достичь увеличения его тяги;
    • 4. Вооружение в целом более эффективно даже при меньшей площади парусности и более надежно с точки зрения прочности системы;
    • 5. Легко уменьшать площадь парусности. используя обычные закрутки стакселя на штагах.

    Информация об изображенииЯхта "Смак" под парусами
    Яхта "Смак" под парусами
     
    Основной вывод ясен и четок. Семилетняя эксплуатация "Смака" подтвердила все выше названные преимущества стаксельного вооружения. Лавировочные качества самодельного "Смака" не хуже, чем у импортных яхт типа "Конрад-24". На курсах бакштаг и фордевинд "Смак" легко выходит на глиссирование. Повороты оверштаг он выполняет, как обычный швертбот, т.е. почти на пятке, а повороты через фордевинд и вовсе сложности не представляют: стакселя почти автоматически поочередно, начиная с ближнего к ветру и к мачте, переходят на другой борт, нужно только своевременно потравить шкоты. Ну а если даже шкоты вовремя не потравлены, то большой беды нет: мягкая нижняя шкаторина стакселя своим гудением и вибрацией от напора ветра напомнит о необходимости это сделать.

    Управление парусами на острых курсах одним человеком вполне возможно, если применяются шкотовые стопора. А вот при ходе в фордевинд, особенно в слабый ветер, когда стакселя необходимо нести "бабочкой", нужен как минимум еще один человек — для выноса шкотового угла паруса. В свежий ветер этого уже не требуется.


    Особенностью стаксельного вооружения "Смака" является то, что галсовые углы второго и третьего стакселей могут сдвигаться — на ветер или под ветер — при помощи галсов, ходовые концы которых выведены в кокпит. Для этого на палубе в местах крепления галсов натянуты поперечные шпрюйты, по которым и двигаются галсовые углы стакселей. При крутом бейдевинде галсы второго и третьего стакселей выдвигаются на ветер. Расстояние, на которое необходимо сдвинуть галс, определяется работой переднего стакселя: галс сдвигается до тех пор, пока передний стаксель, особенно его задняя шкаторина, перестанут полоскать. Третий стаксель сдвигают таким же образом по отношению ко второму.

    Информация об изображенииСхема парусности яхты "Смак"
    Схема парусности яхты "Смак"
     
    Работа с галсами необходима и на полных курсах; это позволяет более полно использовать имеющуюся площадь парусов. Точка крепления первого (носового) стакселя, естественно, неподвижна.

    Во время своих учебных плаваний на "Смаке" мы использовали в основном два стакселя — первый и третий. Этого вполне хватало для обеспечения хода в лавировку, не говоря уже о полных курсах. Подъем и второго стакселя — это как бы гоночный вариант вооружения, используемый при полном комплекте экипажа.

    Теперь несколько слов об оригинальной мачте "Смака": она А-образная (двуногая) и установлена в кормовой части яхты на 1.5 м в нос от транца — и с наклоном вперед. Наклон применен для улучшения работы стакселей. Двуногость позволила опереть шпоры мачты вблизи бортов (на шарнирах) и благодаря этому избавиться от пиллерсов, обязательных при обычном варианте, и вант с вант-путенсами с их обязательной нагрузкой на растяжение бортов. Степс каждой ноги опирается на бимсы двух соседних рамных шпангоутов.


    Сечение пустотелой деревянной (еловая доска) мачты 80x60 при минимальной толщине стенки 20 мм. По производственной необходимости (условия перевозки) каждая нога состоит из трех 3-метровых частей, которые соединяются между собой при помощи муфт из нержавеющей стали. Эти же муфты служат одновременно и опорой для краспиц, развернутых вдоль ДП.

    При помощи этих краспиц и четырех контрштагов (получилось что-то вроде ромбовант) каждая нога получила достаточную продольную жесткость, что позволяет без опаски нести на мачте 40 м2 парусов. В стоячий такелаж входят также два ахтерштага и три штага — по одному на каждый стаксель. Угол наклона мачты регулируется натяжением талрепов на обоих ахтерштагах.

    Для увеличения угла между мачтой и ахтерштагами мы применили две продольные распорки — старнкраспицы, пятками упирающиеся в степсы мачт. Эти же деревянные старнкраспицы облегчают подъем и заваливание мачты в нос.

    Весь стоячий такелаж выполнен из 8-мм нержавеющего троса.

    Поперечная жесткость мачты обеспечивается деревянными траверсами-поперечинами сечением 60x40, жестко соединенными с ногами мачты.

    Еще раз подчеркну: мы довольны стаксельным вооружением, рекомендуем яхтсменам применять его без опаски.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +6

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Водометные сани Фокса с самодельным двигателем
    Усовершенствованный педальный привод
    Ходовые испытания вертоплава на воде
    Первые уроки применения приемника GPS
    Готовим яхту к дальнему плаванию
    Надувные спасательные плоты для малотоннажных судов
    Аварийные радиобуи системы КОСПАС-САРСАТ
    Советы по приобретению снаряжения для виндсерфинга
    Полезные мелочи: корректор курса, транцевые плиты, удилище, парус...
    Столкновение в Северном море судов «Ибн Ту Файл» и «Алевтина и Туя»
    Электроника для связи и обеспечения безопасности на море
    Советы по рыбной ловле ручьевой форели
    Из опыта установки продольных реданов
    Азы управления аквабайком класса «мотолыжа»
    Конструкция катамарана, использующая энергию носовых расходящихся волн

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Опыт эксплуатации стаксельного тендера «Смак»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Тахометр-термометр фирмы «ЛПС-Интер»
    Советы по ловле хариуса нахлыстом
    Моторная лодка «Обь-4» завода «Алмаз»
    Щелевая мачта для небольших парусных судов
    Чтобы яхта «Ассоль» ходила быстрее
    Выбор типа свинцово-кислотных аккумуляторов для судна
    Двигатель на малой водоизмещающей лодке
    Гибель яхты «Удача-2» и ее причины
    Приманка для ловли хищной рыбы
    Гребной винт Бориса Шаранкова
    Универсальное парусное вооружение «Индосэйл»
    Сравнительный тест 9.9-сильных подвесных моторов
    Испытания волнопронизывающего катера «VSV50»
    Опыт прохождения Беломорско-Балтийского канала
    Советы по организации ночного перехода на судне


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 28 + 21 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории