Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Опыт эксплуатации / 1998 год / Моторная лодка «Обь-4» завода «Алмаз»
    Краткое оглавление
    Основные данные мотолодки "Обь-4" Обводы и конструкция лодки Устройство и оборудование лодки Заводские испытания Заключение


    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Четырехместная моторная лодка Стрекоза
    Моторная лодка на подводных крыльях
    Моторная лодка «Кострома»
    Моторная лодка «Альга»
    На конвейере моторная лодка «Вятка»
    Сибирская моторная лодка «Струйка»
    Моторная лодка Акула
    Моторная лодка для автомобиля
    Моторная лодка «Альга»
    Серийная прогулочная моторная лодка «Ока»
    Фанерная моторная лодка для мотора «Вихрь»
    Моторная лодка ПК-5 из стеклопластика
    Дюралюминиевая моторная лодка «Казанка-2М»
    Моторная лодка «Супер-Альга»


    Моторная лодка «Обь-4» завода «Алмаз»

    Год: 1998. Номер журнала «Катера и Яхты»: 166 (Все статьи)
              0


    Моторная лодка "Обь-4" создана и изготавливается на заводе "Алмаз", входящем в состав Новосибирского авиационного промышленного объединения имени В. П. Чкалова. Эту лодку за ее большую грузоподъемность окрестили "Сибирским богатырем". Действительно, не всякая лодка данного класса при весе 0.6 т имеет грузоподъемность до 1.5 т и при этом обеспечивает крейсерскую скорость порядка 50 км/ч с мотором мощностью 100 л.с.

    Основные данные мотолодки "Обь-4"


    Информация об изображенииОчередной корпусный модуль "Оби-4" ждет своего покупателя
    Очередной корпусный модуль "Оби-4" ждет своего покупателя
     
    Габаритные размерения, м:
    длина7.2
    ширина2.0
    высота1.4
    высота борта на миделе, м0.82
    Минимальная высота борта при полном водоизм., м0.64
    Грузоподъемность, кг1200
    Пассажировместимость. чел.12
    Масса лодки с оборудованием, кг600
    Мощность подвесного мотора. кВт/л.с.:
    рекомендуемая73.5/100
    максимально допустимая95.6/130
    Скорость при рекомендуемой мощности, км/ч48-50
    Разрешен выход при высоте волны, м1.2
    Дальность плавания, км400

    Создатели "Оби-4" но главе с автором проекта Н. П. Кошмелевым преследовали цель — создать надежную многоцелевую лодку, которая может использоваться как хозяйственно-промысловая. почтовая, прогулочно-туристская, патрульная или такси даже в суровых климатических условиях Сибири. Использован опыт, накопленный ОКБ завода за тридцатилетнюю деятельность по изготовлению мотолодок семейства "Обь" (см. "КиЯ" №160). а также пожелания и отзывы их владельцев.

    Информация об изображенииЭскиз теоретического чертежа (проекция корпус)
    Эскиз теоретического чертежа (проекция корпус)
     
    Перед нами оригинальное конструкторское решение — лодку можно использовать под любым двигателем мощностью в диапазоне 90-130 л.с. Могут быть применены одиночные или спаренные ПМ. катерные стационарные двигатели с угловыми колонками, конвертированные автомобильные двигатели с прямыми валами или угловым редуктором. В конструкции предусмотрены выносной подмоторный транец, крепящийся к корпусу четырьмя кронштейнами, и съемная панель приборов управления. Такое решение позволяет учитывать любые рекомендации изготовителей лодочных моторов. В случае установки стационарных двигателей выносным транцем лодка не оснащается.

    По решению дирекции завода "Алмаз" лодка принята к изготовлению опытной партией в количестве десяти судов. Изготовление лодки производится только после предварительной оплаты ее стоимости заказчиком (88 000 руб.).


    Обводы и конструкция лодки


    Информация об изображенииОбщее расположение обеих модификаций "Обь-4"
    Общее расположение обеих модификаций "Обь-4"
     
    Удлиненный корпус (L\B = 3.5) имеет остроскулые глиссирующие обводы с углом килеватости днища на миделе 12°. На кормовой части применены обводы катамаранного типа из двух спонсонов постоянного сечения, имеющих килеватость 5-7°. Горизонтальный клиренс между спонсонами — 0.82 м, вертикальный — 0.125 м. Такие обводы улучает аэродинамическое качество на скорости глиссирования и обеспечивают повышенную прочность днища, повышают устойчивость на курсе. Разработчики окрестили обводы "Оби-4" "комби-универсал". По нашему мнению, это — меткое название. Обводы корпуса упрощены, имеют незначительную кривизну и легко разворачиваются на плоскость.

    Корпус "0би-4" изготовлен из дюралюминия марки Д1Т; обшивка имеет толщину на днише — 2 мм на бортах и надстройках — 1.5 мм. Клепаные швы выполненные по технологии, разработанной заводом обеспечивают прочность и герметичность конструкции на многие годы. Так автор этих строк приобрел мотолодку "Обь-1" в 1971 г. и за время ежегодной эксплуатации (а это 18 сезонов с мотором "Вихрь-20" и 9 — с "Вихрем-25Э") ни один из швов не разошелся и не потек — лодка и сегодня находится в хорошем состоянии.

    Информация об изображенииУтепленная кают-компания, столик убран
    Утепленная кают-компания, столик убран
     
    Дополнительную прочность и жесткость корпусу "Оби-4" создают вертикальные стенки тоннеля между спонсонами днища, а также выгородки в грузовом кокпите, каюте и штурманской рубке, проходящие по всей длине и высоте бортов; пространство между ними, узкой палубой и наружной обшивкой заполнено жестким пенополиуретаном, который после затвердения также упрочняет корпус, являясь одновременно и блоком плавучести с хорошими звукопоглощающими свойствами.

    Таким образом, при создании "Оби-4" конструкторы и технологи завода использовали современные технические решения в областях судо- и самолетостроения. "Обь-4" представляется достаточно прочным и надежным судном.


    Корпус "О6и-4" является модулем, на базе которого разработаны две модификации мотолодки: грузо-пассажирская (основной вариант) и пассажирская, отличающаяся от первой только удлиненной каютой, закрывающей грузовой кокпит. Обе модификации мотолодок могут быть изготовлены как в обычном, так и в северном исполнении. "Обь-4" в северном исполнении имеет утепленную обогреваемую каюту. Обогрев предусмотрен от установки в штурманской рубке малогабаритного отопительного устройства от автомобиля "Запорожец".

    Устройство и оборудование лодки


    Информация об изображенииВид с кормы
    Вид с кормы
     
    "Обь-4" представляет собой быстроходную каютную мотолодку с носовым (передним) расположением грузового кокпита и находящейся в корме штурманской (ходовой) рубкой. Корпус обладает необходимой остойчивостью и хорошо приспособлен для приема пассажиров и грузов с носа лодки и через борт.

    В самом носу лодки расположен герметичный багажник объемом 0.5 м3 с доступом в него через форлюк. За ним находится открытый грузовой (или рабочий) кокпит с расположенными по бортам сиденьями (банками-рундуками). Здесь же, у каютной переборки, размещен и запас топлива в двустороннем 200-литровом баке оригинальной конструкции (его нижняя соединительная часть повторяет обводы днища). В непогоду кокпит закрывается легкосъемным тентом. Объем кокпита 2.3 м3.

    Информация об изображенииМотолодка, готовая к сдаче заказчику, в сборочном цехе
    Мотолодка, готовая к сдаче заказчику, в сборочном цехе
     
    Грузовой кокпит соединен дверью с пассажирской 4-местной каютой, оборудованной убирающимся столиком и двумя раздвижными койками. Каюта площадью 5.6 м2 проходная. Через дверь можно попасть в кормовой кокпит — штурманскую рубку. В рубке сразу за каютой и выше ее, по правому борту оборудовано место водителя, защищенное ветровым стеклом и двумя высокими бортовыми стенками.

    Лодка имеет бортовую электросеть, питаемую от аккумулятора и генератора лодочного мотора напряжением 12 V. Аккумулятор размещен в штурманской рубке — под полом места водителя в отдельной выгородке. Переборкой отделена от него отопительная установка. Там же предусмотрено место для переносного туалета. По желанию заказчика за отдельную плату лодка "Обь-4" дополнительно комплектуется отопительной системой, комплексом для приготовления пищи и переносным туалетом.


    Настил пола состоит из легкосъемных жестких и плотных реечных сланей, которые крепятся на винтах к поперечному набору корпуса. Лодка комплектуется двумя распашными веслами и двумя тентами для переднего и заднего кокпитов.

    Информация об изображении"Обь-4" под полной нагрузкой (17 чеп.)
    "Обь-4" под полной нагрузкой (17 чеп.)
     
    Далее мы продолжим описание устройства пассажирской мотолодки "Обь-4", которая была заказана бизнесменом из Салехарда под лодочный мотор "Mercury" мощностью 100 л.с. и на которой автор участвовал в заводских испытаниях. Заказчик в договоре на поставку лодки указал высоту транца, расстояние от пульта управления до мотора, габариты панели приборов и диаметр штуртросов, что и было выполнено заводом. Лодка была заказана для дальних плаваний в северном исполнении и с окраской всей надстройки в ярко-желтый цвет, хорошо видимый издалека в условиях серого, однообразного ландшафта тундры.

    Знакомство с этой "Обью-4" началось с транца. Ступив с причала в задний кокпит, я осмотрелся. Первое, что привлекло внимание, — триплексное лобовое стекло от автомобиля "волга" с дворником для очистки его от дождя и снега. Дело в том, что дождь со снегом — частое явление в низовьях Оби и ее притоках даже в летнее время, а в таких условиях применение на лодках ветрозащитных лобовых стекол из органических материалов неприемлемо. Второе: в подмоторной нише отверстия для проводки систем управления мотором выполнены в ее боковых стенках. Такое решение позволяет расположить штуртросы, топливные шланги и электрокабели непосредственно под полом рубки, что исключает их повреждение и случайное заклинивание: благодаря относительно высокому расположению упомянутых отверстий с резиновыми окантовками вода при быстром заднем ходе или от попутной волны через них в корпус лодки не попадает.


    Информация об изображенииВыход на глиссирование под двумя "Нептунами-23"
    Выход на глиссирование под двумя "Нептунами-23"
     
    Спустившись вниз и открыв дверь, попадаю в длинную каюту, которая состоит из двух помещений, разделенных переборкой: комфортабельной кают-компании и кубрика в обычном лодочном исполнении.

    Кают-компания, отделанная светлым деревом в сочетании с розовым винилисом, оборудована зеркалом на переборке рубки, двумя раскладывающимися диванами и убирающимся столиком между ними.

    Кубрик с двумя мягкими койкам и рундуками по бортам имеет в носовой части двухстворчатые двери, раскрывающиеся на всю его ширину к бортам, что позволяет вносить громоздкие грузы и обеспечивает свободный вход и выход пассажиров. Для безопасности посадки и высадки пассажиров в носовой части лодки по бортам установлены два релинга.

    Снаружи кабины на узкой палубе ("потопчине") размещены дюралевые непотопляемые весла-багры.

    Забегая вперед, отметим, что заказчик, получив эту лодку, выразил свое полное удовлетворение и поблагодарил коллектив завода за отлично сделанную продукцию.

    Заводские испытания


    Информация об изображенииВид с носа, двери каюты распахнуты
    Вид с носа, двери каюты распахнуты
     
    В конце мая 1998 г. на водной базе "Алмаза" на Оби были проведены заводские испытания мотолодки "Обь-А", построенной в пассажирском варианте и северном исполнении.

    Во время испытаний исследовались остойчивость, непотопляемость и ходовые качества "Оби-4" под ПМ общей мощностью 46 л.с. с загрузкой тремя и семнадцатью пассажирами; замерялась осадка лодки под полной нагрузкой.


    Провести длительные и всесторонние испытания "Оби-4" не удалось ввиду отсутствия ПМ рекомендуемой заводом мощности, а также тяжелого финансового положения завода.

    Испытания осуществлялись в соответствии с методикой испытаний по ГОСТ 19356-79, ГОСТ 19105-79.

    В непотопляемости и аварийной остойчивости "Оби-4" мы смогли убедиться лично — она остается на плаву, поддерживая 12 человек, сидящих на крыше каюты и в залитом кокпите. Лодка не переворачивалась и от дополнительного воздействия массы 110 кг (два человека).

    Во время ходовых испытаний на мерном участке в 500 м засекалось время прохождения дистанции в оба конца при установке на транец двух 23-сильных ПМ "Нептун-23". Получены следующие результаты:
    • скорость хода с нагрузкой три человека — 28 км/ч (глиссирующий режим);
    • скорость хода с нагрузкой 17 человек (1200 кг) — 13.5 км/ч (водоизмещающий режим).

    При полной загрузке 1200 кг осадка лодки составила 18 см.

    С помощью весел лодка отходит от берега с трудом. Чтобы воспользоваться ими, необходимо откинуть крышку багажного люка, опустить в люк ноги и, упираясь в переборку, начинать грести. По результатам испытания конструкция весел улучшается для повышения их эффективности. В основном веслами действовали, как баграми, выталкивая лодку на глубину.

    Лодка хорошо держится на курсе, маневренна, легко входит в поворот и имеет небольшой радиус циркуляции, равный длине судна.

    Заключение


    В целом "Обь-4" произвела благоприятное впечатление. Лодка обеспечивает полную обитаемость шести человек в дальнем плавании, безопасно и удобна в эксплуатации, может успешно использоваться в неблагоприятных погодных условиях и в водоемах с бурным течением.

    Как показали самые первые испытания опытного образца под двумя ПМ "Вихрь-30" общей мощностью 60 л.с. и заводские испытания под "Нептунами-23", лодка может эксплуатироваться и под отечественными лодочными моторами.

    "Алмаз" продолжает работу над совершенствованием "Оби-4". Если финансовое положение завода позволит, в следующем году будут проведены всесторонние испытания лодки и рекламный пробег под мощным мотором "Ямаха".


    Понравилась ли вам эта статья?
    +6

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Первые уроки применения приемника GPS
    Готовим яхту к дальнему плаванию
    Надувные спасательные плоты для малотоннажных судов
    Аварийные радиобуи системы КОСПАС-САРСАТ
    Советы по приобретению снаряжения для виндсерфинга
    Полезные мелочи: корректор курса, транцевые плиты, удилище, парус...
    Столкновение в Северном море судов «Ибн Ту Файл» и «Алевтина и Туя»
    Электроника для связи и обеспечения безопасности на море
    Советы по рыбной ловле ручьевой форели
    Из опыта установки продольных реданов
    Азы управления аквабайком класса «мотолыжа»
    Конструкция катамарана, использующая энергию носовых расходящихся волн
    Опыт эксплуатации стаксельного тендера «Смак»
    Тахометр-термометр фирмы «ЛПС-Интер»
    Советы по ловле хариуса нахлыстом

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Моторная лодка «Обь-4» завода «Алмаз»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Щелевая мачта для небольших парусных судов
    Чтобы яхта «Ассоль» ходила быстрее
    Выбор типа свинцово-кислотных аккумуляторов для судна
    Двигатель на малой водоизмещающей лодке
    Гибель яхты «Удача-2» и ее причины
    Приманка для ловли хищной рыбы
    Гребной винт Бориса Шаранкова
    Универсальное парусное вооружение «Индосэйл»
    Сравнительный тест 9.9-сильных подвесных моторов
    Испытания волнопронизывающего катера «VSV50»
    Опыт прохождения Беломорско-Балтийского канала
    Советы по организации ночного перехода на судне
    Ловля хищной рыбы кунджа на Камчатке
    Радиоуправляемый кораблик в качестве спиннинга
    Что нужно знать, выбирая надувную лодку


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 33 + 25 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории