Мечты
Половить рыбу на Ладоге, возле острова Сухо, я собирался давно. Остров находится на растоянии 22 км от южного берега. Возле острова есть банка 3х5 км глубиной от 2 до 5 м, а вокруг банки — глубины от 8 до 25 м. Ну а если есть банка, то и рыба здесь должна быть. И еще я слышал, что в этих местах есть лосось, причем балтийский. А вдруг нам повезет и мы поймаем его?
Откуда он тут? В одной серьезной книге написано, что балтийский лосось, который нерестится в Неве на Ивановских порогах, частично заходит в Ладогу и кормится до осени именно возле острова Сухо, а затем возвращается в Неву. Странное поведение, но это — научный факт. В пятидесятые годы здесь даже велся промысловый лов лосося; к счастью, сейчас его нет.
Легенда
Когда то давным-давно по озеру плыл царь Петр. Его корабль сел на мель — считай, посередине Ладоги. Царь удивился и воскликнул: "Да тут сухо!" Чуть позднее он повелел навозить сюда камней, из которых и был построен остров с бухтой, где можно укрыться от шторма, и маяк. И назвали этот остров — Сухо.
Быль
В пятницу 2 июля мы с Сергеем решили отправиться к о.Сухо. Из Питера выехали на джипе с катером "Bayliner" на прицепе. Через 2 часа мы — в Новой Ладоге, спускаем катер в Новый канал. Электронасосом накачиваем "QuickSilver-300", грузим мотор "Suzuki", топливо, продукты и саму надувную лодку на катер. По каналу идем 1 км на восток и выходим в р.Волхов, затем делаем поворот налево и через минуту — мы в Ладоге. Берем прямо на остров курс , который вычислили по карте: 330°. На приборной доске катера — компас, эхолот, спидометр, тахометр — удобно. Решили идти на средней скорости — 40 км/ч, так как при большей скорости надувнушку могло бы сдуть с палубы. Да и бензин лучше экономить, как там сложится — неизвестно. За 8 км до острова уже увидели маяк — градусов на 10 правее от курса. Значит высчитали курс почти точно Через 50 минут мы на месте. Навигатор показал, что по прямой от Новой Ладоги — 33 км.
Зашли в бухту, там стояли две лодки рыбаков. Познакомились. У Миши с Витей, как оказалось позднее, 7 км сетей, ловят все подряд! Андрей и Дима поскромней — у них метров 300. Они сообщили нам, что щуки в этих местах нет, только окунь да судак, но в этом году судака почему-то очень и очень мало. Спросил я и про лосося. "Есть, — говорят, — лосось, но там, где глубина 15-20 метров, а ходит он на глубине 1-2 метра". Это было для меня новостью, я думал, что он ходит намного глубже.
Лодки и моторы
У меня две надувные лодки "QuickSilver". Одна — "300" с надувным днищем для мотора не более 15 сил. Преимущество ее в том, что электронасосом она надувается за 10 минут. Минусом я считаю то, что надувное дно на первых рыбалках постоянно спускало, и каждый раз мы находили проколы или микротрещины. В чем дело? Я подумал, что это брак, хотел уже идти менять лодку. Но вскоре обратил внимание, что дырки появляются только при ловле окуня, когда он выскальзывает из рук и падает на дно, а падает он всегда точно вниз своим колючим плавником! После этого наблюдения весь улов мы складывали в сетку, которую держали в воде, а дно застилали резиновым ковриком. Скорость вдвоем с необходимым для рыбалки грузом — 30 км/ч. При ветре 2-3 балла в ней не совсем удобно — волна захлестывает, так как баллоны низкие. А на реке "300-я" незаменима.
Вторая лодка "430" — побольше и с твердым полом. На нее можно ставить двигатель до 40 сил. Первое время у меня был "Mariner-40", и на каждую рыбалку я его возил на джипе вместе с лодкой. Весит он около 60 кг, и одному с ним не справиться — тяжело. Да и бензина он жрет прилично, а скорость от 33 км/ч с полной загрузкой до 47 км/ч на пустой лодке . Я его продал, и купил четырехтактный "Suzuki-15". Скорость с двумя людьми и грузом около 30 км/ч, разница по сравнению с "Mariner" небольшая, но какая экономия бензина! Расход не более 5 л в час, а масла он не требует! При этом я могу ставить его на любую из своих лодок. Довольно легко "430" держит ветер в 3-4 балла, что для такого водоема, как Ладога, очень важно. Очень много было печальных случаев, когда рыбаки на "Прогрессах" в такую погоду здесь погибали.
Я настоятельно рекомендую всем, кто предпочитает ловить рыбу на больших водоемах, иметь с собой любой навигатор. Вот один пример. Как-то раз мы ловили в Ладоге в 5 км от берега. Неожиданно налетел шквалистый ветер, пошел проливной дождь. Видимость упала до 10-15 м. Спасло то, что у меня на навигаторе "Garmin-12" была отмечена точка, откуда мы вышли. Мы взяли курс к берегу, и навигатор точно вывел нас на цель, через 20 минут такого "слепого полета" мы были уже на берегу! Надо заметить, что воды навигатор не боится, но желательно иметь запасные батарейки, так как комплекта хватает только на 12 часов непрерывной работы.
Ну и американский катер "Bayliner-2050". Двигатель бензиновый на 190 сил, объем цилиндров — 4.3 л. Скорость — до 80 км/ч. Можно перевозить на трейлере. Обычно я беру его, когда нужно активно перемещаться по водоему. Разумеется, при этом на борту имеются надувная лодка и мотор. Никакого рыболовного оборудования на этом прогулочном катере нет.
Рыбалка
Минут за двадцать мы выгрузили лодку, повесили на нее мотор, собрали спиннинги и вышли в Ладогу. Было около 17.00. Погода — просто прелесть, полный штиль. Я обычно беру два спиннинга, один жесткий (12-24 г) для дорожки и один для заброса — помягче (5-12 г). У Сергея новый "G.Loomis" от 12 г. Пошли дорожить на север, в эту сторону банка тянется около 5 км. Я поставил "Shad Rap-5" естественного цвета с желтым пузом, Сергей — такой же, но с синим. Окунь стал брать через каждые 10-15 минут. Хороший ладожский окунь средним весом около 400 г. Поймали 4 окуня побольше — по 800 г, на берегу они были взвешены. К 6 вечера поверхность воды стала то там, то тут закипать — видно было, что рыба ест мошку, которая появилась над водой. Решили остановиться, покидать блесну. На первом же забросе — поклевка. Вытаскиваю рыбу, а это — плотва! Да, на "вертушку" плотву я еще не ловил! Ну, думаем, сейчас половим! За полчаса ни одной поклевки...
Я решил половить на искусственную мушку (поплавок, наполовину наполненный водой, и две мухи на коротких поводках), поклевки следовали одна за одной, но рыба или брала очень осторожно, или была слишком маленькой, так как ни одной я не вытащил. В 21.30 вернулись на остров. Посчитали улов: оказалось 29 окуней и одна плотвина. Решили приготовить уху и сразу лечь спать, чтобы завтра начать ловить пораньше. Спать легли в катере, в просторной каюте. Жарко. Утром проснулись в 4.00, но снаружи шел дождь и дул сильный ветер. Решили подождать. Через пару часов дождь закончился, но ветер не стих. В 9.00 мы все же встали, позавтракали, и решили попробовать половить. Пошли к краю банки, где могла быть щука, а возможно, водится и лосось! По дороге дорожили, вытащили щуренка граммов на 700 и несколько окуней.
И вот — сильный удар. Кричу Сергею — "Приготовь подсак!" Рыба идет медленно, тяжело. Вот она в 3-4 метрах от лодки. Щука, да хорошая! Видимо, увидев лодку, она резко уходит на глубину, тормоз катушки приятно урчит. Остановилась. Понемногу сматываю шнур, Сергей пытается подвести подсак, но щука в него не влезает и опять уходит на глубину. Вторая попытка — все повторяется сначала. С третьего раза Сергею все же удается подвести подсак, и щука оказывается в лодке. Воблер ("Shad Rap-5") тут же выскакивает из щучьей пасти! Хорошо, что я ни разу не дал слабину, ушла бы точно! Взвесили: 3 кг. А нам говорили, что щуки тут нет! Хороша. Померили глубину — 4 м, мы еще на банке. Прошли еще 2 км — окунь берет, еще 1 км — тишина. Измерили глубину — 9 м, но тут тишина. Меняю воблеры, ставлю девятку "Shad Rap", затем F-18 "клоун" — тишина.
Решили идти обратно, километра 3 глубоководные воблеры не меняю — клева нет. Вышли на банку, поменяли воблеры на пятерки — стал снова брать окунь. Ветер усилился, волна пошла все больше, и в 13.00 мы решили возвращаться на остров. Улов — 22 окуня и 2 щуки. После обеда прибор на маяке показал 4 балла. Выходить опасно, да и удовольствия никакого — волна в лицо.
На следующий день, в воскресенье, ветер еще усилился, шторм достиг 6 баллов. Вся Ладога в барашках. Я решаю, что возвращаться в Новую Ладогу очень опасно. Мои опасения подтвердили и рыбаки: "Утонете точно!" Весь день просидели на острове Сухо. Слушали рассказы рыбаков, жарили окуня, пили чай. От рыбаков узнали, где ловится рыба, в какое время и т.д. Но ко всем подобным рассказам теперь я отношусь осторожно, ведь они же говорили, что щуки тут нет, а я поймал экземпляр на 3 кг. К вечеру прибор на маяке показывал силу ветра уже 3.5 балла. Рыбаки предсказывали, что в это время года ветер утихает к 20.00 или 23.00 и больше 1-2 суток не дует. Ну, в общем-то так и произошло, ветер заметно ослаб.
Утро, понедельник, 4.00. Слава апостолу Петру — ветер стих, почти штиль! Решаем пойти половить до 10.30, хотя вчера рыбаки утверждали, что южным ветром рыбу унесло далеко на север, и она снова подойдет сюда не раньше, чем через сутки. Ну что ж, посмотрим.
Первый окунь у меня взял ровно через 5 минут! Окунь на 500 г! Да, умников этих слушать нельзя! Что тут началось! Окунь клевал через каждые 5-10 минут на все тот же "Shad Rap-5" естественного цвета. Периодически останавливались покидать блесну, но только один раз мне удалось выловить окуня граммов на 400. Конечно же, на заброс ловить интереснее, но тут упираться надо довольно долго, окунь, видимо, активно перемещается, а скорее всего просто нравится ему "Rapala"!
Время 10.00. Надо возвращаться. Улов составил 55 окуней, а щука, наверное, действительно ушла на север. А всего поймано больше сотни окуней и две щуки.
Возвращение
Быстро собрались, сдули лодку и через 30 минут вышли в Ладогу. Я прибавил обороты, но двигатель заглох. Завожу еще раз, и еще — двигатель глохнет... В чем дело? После 20 минут поисков причины я решаю ставить вспомогательный мотор и идти на нем. Наша скорость будет около 8 км/ч, через 5-6 часов придем! Сергея сажаю за подвесной мотор, а сам решаю еще раз все проверить. Заглядываю в блок предохранителей. Их десять штук. Проверяю, и седьмой оказывается сгоревшим! Быстро делаю жучка и... двигатель заводится. Все в порядке! Прошу Сергея привязать страховочным концом наш вспомогательный двигатель, снимать его рано. Смотрю на навигатор — 80 км/ч! Хорошая скорость. И вдруг — грохот. Что там такое? Смотрим — подвесной мотор висит на веревке... Волна нам встретилась вроде не очень большая, но тряхнуло так, что мотор за 2700 $ чуть не оказался на дне!
Через 25 минут мы в Новой Ладоге. На обратном пути два раза спустило колесо на трейлере, пришлось искать шиномонтаж и покупать новую резину. За все надо платить! Ну, до следующей рыбалки!