Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Опыт эксплуатации / 2000 год / Испытания первого отечественного аэроглиссера
    Краткое оглавление
    Основные данные "вентилятора" На чем ездят «за бугром»


    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Испытания отечественного катера «Новолна-650»
    Создадим историю отечественного водно-моторного спорта
    Подвесной мотор «Ока» проходит испытания
    Дюралюминиевая мотолодка «Прогресс» проходит испытания
    Испытания дюралевой лодки «МКМ»
    Экраноплан «KAG-3» и его испытания
    Испытания лодки «Косатка» с мотором «Вихрь-30»
    Водометный катер «Изумруд» проходит испытания
    Испытания катера и доводка гребного винта
    Маршрутные испытания новых подвесных моторов «Ветерок»
    Испытания четырехместной мотолодки «Селигер»
    Модельные испытания новой мотолодки «Казанка»
    Ходовые испытания дюралевой мотолодки «Казанка-5»
    Испытания некоторых судов, построенных по проектам сборника


    Испытания первого отечественного аэроглиссера

    Год: 2000. Номер журнала «Катера и Яхты»: 170 (Все статьи)
              0


    Раньше мы видели такое разве что в кино: на диковинном плоскодонном корыте с высокими стульчиками и приделанным сзади огромным вентилятором по заросшему камышами болоту улепетывают злобные колумбийские братки с мешком героина, а вдогонку за ними на подобном же сооружении несутся бравые американские оперативники. Рев моторов, стрельба, удирающие в страхе крокодилы...

    Основные данные "вентилятора"


    Информация об изображении"Бешеная табуретка" - аэроглиссер
    "Бешеная табуретка" - аэроглиссер
     
    Длина габаритная, м4.15
    Ширина габаритная, м2.60
    Высота габаритная, м2.85
    Ширина корпуса, м2.14
    Высота борта, м0.58
    Вес сухой, кг820
    Диаметр воздушного винта, м1.84
    Высота сидений над уровнем днища, м1.07
    Площадь воздушных рулей, м22x0.85
    Двигатель: ЗМЗ-4062.10, бензиновый, с микропроцессорной системой управления распределенным многоточечным впрыском и зажиганием.
    Рабочий объем, л2.3
    Число цилиндров4
    Число клапанов16
    Номинальная мощность, л.с.150
    Макс. крутящий момент, Н·м206
    Номинальная част. вращ., об./мин5200
    Макс. частота вращения, об./мин5700
    Частота вращения максимального крутящего момента, об/мин4000
    Топливобензин с окт. числом 91-93

    Крокодилы там, не крокодилы, но вот лягушек, обитающих в зарослях тростника и осоки на мелководном северном побережье Финского залива неподалеку от Питера, мы напугали изрядно. Испытания на мерной миле "КиЯ" проходил опытный образец первого отечественного "камышового" аэроглиссера.

    Информация об изображенииПеред тем, как проникнуть к "сердцу" аппарата, отключали "массу" аккумулятора
    Перед тем, как проникнуть к "сердцу" аппарата, отключали "массу" аккумулятора
     
    Впервые мы увидели этот аппарат "живьем" на петербургской Бот-Шоу, проходившей в середине июня в Гавани (репортаж о выставке читайте в предыдущем номере), на стенде фирмы "ТехноСпортЦентр". Фирма эта, в числе всего прочего, предлагает и "фирменные" — американские и канадские — камышовые аэроглиссеры (именуемые "на родине" термином "airboat"). Предлагает, правда, исключительно по каталогам. По имеющейся у нас информации, желающих приобрести заморское чудо техники пока что не нашлось — больно уж цены "кусачие" (29-32 тыс. долл.) Это обстоятельство и подвигло фирму к созданию собственного "эйрбота", на отечественной агрегатной базе и с отечественным же корпусом.

    — Я уверен, что этот вид водного транспортного средства обязательно найдет почитателей и у нас в стране, — считает вице-президент "ТехноСпортЦентра" Вадим Санкин, главный вдохновитель проекта. — Ведь у аэролодки немало преимуществ по сравнению с традиционными плавсредствами. По сути, это настоящий скоростной вездеход. Идеальная среда для нее — мелководье и заболоченные участки, недоступные для прочих видов транспорта, включая вертолет, хотя и на глубокой воде при большом количестве водорослей или прочей растительности — например, тех же камышей — без нее тоже не обойтись. Кроме того, "эйрбот" способен двигаться не только по воде, но и по льду, и по снегу, и даже по сухому грунту. Еще один плюс таких лодок — отменная маневренность на любых скоростях и великолепная остойчивость.


    Информация об изображенииМастер на все руки Сергей Сидоров
    Мастер на все руки Сергей Сидоров
     
    Честно говоря, на первый взгляд покачивающееся у стенки диковинное сооружение особого доверия не внушало. Казалось, что крошечное (чуть больше 3 м длиной) алюминиевое корытце, увенчанное высокой стойкой с массивным 150-сильным "волговским" мотором и двухместным сиденьем должно опрокинуться вверх дном не то что на первом же повороте, а просто при сильном порыве ветра. Однако это впечатление оказалось обманчивым — когда один из нас спрыгнул с пирса на борт, ощутимого крена не возникло.

    — С остойчивостью проблем нет, что на стоянке, что на ходу, — успокоили нас. — Несмотря на высокий центр тяжести, даже в самых крутых поворотах лодка идет с устойчивым внутренним креном. Беда в другом: не можем пока что заставить ее нормально глиссировать. Стоит прибавить газ, и начинается дельфинирование. Честно говоря, корпус мы нарисовали без всяких научных расчетов и малость промахнулись. Так что пока это просто макет, который мы будем доводить до ума. Как закончим — милости просим на испытания.

    На том и расстались, так и не увидев детище "ТехноСпортЦентра" на ходу. И вот через пару месяцев звонок в редакцию — обещанное приглашение прокатиться на усовершенствованном "вентиляторе" (именно таким прозвищем мы сразу окрестили необычный аппарат).

    Информация об изображенииПодвоз аэроглиссера к воде на трейлере
    Подвоз аэроглиссера к воде на трейлере
     
    Для испытаний мы выбрали мелководный, заросший большими и маленькими островками тростника участок Маркизовой Лужи у станции Морская. Здесь в обычных коротких резиновых сапогах можно зайти в залив чуть ли не на километр — родная стихия аэроглиссера! Однако предусмотрительно захваченный с собой закрытый гидрокостюм нам тоже пригодился — но об этом чуть позже.

    Без лишней скромности скажем, что наша небольшая автоколонна, которую возглавлял запряженный в трейлер с "вентилятором" Isuzu Trooper, произвела на Приморском шоссе самый настоящий фурор. Даже закаленные гаишники на выездном посту только завороженно проводили нас взглядами, забыв остановить для проверки. И впрямь — аэроглиссер, водруженный на обычный трейлер "самосвального" типа для перевозки автомобилей, выглядел весьма внушительно.


    Пользуясь случаем, мы повнимательней рассмотрели его со всех сторон. Добротный сварной алюминиевый корпус оригинальностью обводов не блистал — обычная плоскодонка с двускулыми бортами, почти прямоугольная в плане. Надо сказать, что такие простейшие "джонботовские" обводы характерны и для подавляющего большинства зарубежных аэролодок. Сразу бросились в глаза внесенные со времени встречи на выставке изменения: приваренный к кормовой части "ящик", удлинивший смоченную поверхность корпуса на 70 см, носовая наделка-брызгоотбойник и зашивка форпика, образующая, как и кормовой ящик, аварийный блок плавучести.

    Информация об изображенииСпуск аэроглиссера с трейлера
    Спуск аэроглиссера с трейлера
     
    Отметим, что все навесные агрегаты мотора тоже "волговские" — не только стартер, генератор или система выпуска с глушителем, но и радиатор с расширительным бачком. Выхлоп осуществляется в воздух, а система охлаждения здесь замкнутая, независимая от наличия забортной воды.

    Высокое (больше метра над уровнем воды) сиденье — дань "камышовой" обзорности. Голова седока при этом оказывается на высоте метров двух. На зарубежных образцах водитель (или стрелок-охотник) нередко располагается еще выше.

    — Это по-прежнему макет, хотя и действующий, — напомнил нам Вадим Санкин, когда один из нас забрался на примитивную двухместную "лавочку" и взялся за ручку управления — обыкновенный отрезок трубы даже без простейшего набалдашника. И действительно, несмотря на внушительный внешний вид, оборудование у аппарата оказалось более чем спартанским. Помимо ручки управления рулями, перемещающейся продольно (вперед — поворот влево, назад — вправо) и торчащей из площадки под ногами педали газа, органы управления ограничивались привинченной под правой рукой водителя текстолитовой панелькой с кнопкой стартера и клавишами включения зажигания, электровентилятора системы охлаждения и отливной помпы.


    Информация об изображенииПервые метры движения на аэроглиссере
    Первые метры движения на аэроглиссере
     
    Кстати сказать, попытка установить по просьбе журнала тахометр едва не привела к срыву испытаний — электронные "мозги" управления распределенным впрыском решительно воспротивились подключению пары дополнительных проводов, и лишь после долгих "уговоров" Сергея Сидорова (должность которого в "ТехноСпортЦентре" можно определить как "мастер на все руки") милостиво согласились запустить двигатель.

    Мы поинтересовались, почему был выбран именно 150-сильный "волговский" шестнадцатиклапанник с капризным распределенным впрыском.

    — На сегодняшний день это самый мощный отечественный мотор интересующей нас "весовой категории", — ответили нам. — Да и то по зарубежным меркам это мощность более чем скромная, на фирменных аэролодках стоят движки сил по триста.

    По обсохшему из-за отлива песку с мелкими камешками мы съехали прямо к воде, наклонили платформу трейлера и принялись сталкивать "вентилятор" в воду. Задача оказалась не из простых — вес аппарата за 800 кг. Достаточно тяжелы и мотор, и корпус, выполненный с большим запасом прочности. Днище, например, выкроено из 5-миллиметрового листа АМг. По мнению специалистов фирмы, резервы по безболезненному уменьшению веса здесь немалые.

    Покинув в конце концов трейлер, аппарат плотно сел на дно — воды было где-то по щиколотку, а из-за большого веса стояночная осадка у него немалая, сантиметров десять. Запустив двигатель и наполнив пространство самолетным гулом (львиную долю шума издает не мотор, а винт, рассекающий воздух), Вадим сделал попытку уехать с мели своим ходом. Присутствующих при этом чуть не сдуло в лес, а стоящий на берегу джип даже закачался на рессорах. Но не тут-то было. Будь под днищем слой тины, фокус, может быть, и удался. Но ездить по твердому грунту наш "вентилятор" отказался напрочь.


    Информация об изображенииНа аэроглиссере два пассажира
    На аэроглиссере два пассажира
     
    — Мощи бы побольше! — посетовал экспериментатор, сбрасывая газ. И действительно: на демонстрационных видеокассетах запечатлены моменты, когда американские "эйрботы" не только трогаются с места на песчаных пляжах, но и самостоятельно забираются на трейлеры!

    В конце концов мы попросту прицепили лодку к джипу и потащили в залив. Не успела вода дойти до ступиц, как "вентилятор" оказался на плаву.

    Наступил волнующий момент — автор этих строк наконец-то на водительском месте. Из-за высокого расположения сиденья, перед которым нет ровно ничего, кроме крошечной площадочки с педалью газа, кажется, что висишь прямо в воздухе. Обзорность, однако, великолепная, в расчете на те же камыши. Высоко сижу — далеко гляжу.

    Чтобы освоить управление, делаю несколько кружков поблизости от берега, постепенно прибавляя газ. К продольному перемещению ручки поворота рулей привыкаешь очень быстро, и смотреть, в каком положении она находится, нужды нет — все ясно по поведению аппарата. Кроме того, такой информацией снабжает и небольшое усилие на длинной ручке, стремящейся при более-менее открытом дросселе вернуться в "нейтраль", хотя рули и "полубалансирные" (т.е. часть их площади располагается впереди оси поворота). Потренировавшись, направляю нос лодки в залив, газ — в пол.

    Информация об изображенииНаезд на валун высотой 10 см над уровнем воды
    Наезд на валун высотой 10 см над уровнем воды
     
    Представляете, как бы я рванул с места на подобном корытце со 150-сильным подвесником? Но воздух — не вода, и разгон вначале оказался довольно неторопливым. Показатели скорости на приемнике GPS стремительно сменяют друг друга. 21, 22, 23... Где-то на этой цифре меня ощутимо вдавило в жесткую спинку сиденья — после выхода на глиссирование "вентилятор" пошел разгоняться явно резвей.

    По бокам где-то внизу проносятся островки камышей. Минута — и камыши остаются позади, а сквозь потемневший слой воды перестает просвечивать дно. Ого! Я уже где-то в километре от берега. Там, под защитой деревьев, тишь да гладь, а навстречу мне уже летит довольно крупная рябь. Из-под плоского носового брызгоотбойника (призванного, помимо всего прочего, аэродинамически разгружать носовую часть на ходу) начинают залетать холодные брызги. Скорость — 45 км/ч. Надо разворачиваться. Толкаю ручку от себя, чтобы слегка подвернуть влево, и.


    Внезапно вырвавшаяся из-под носа густая пелена воды накрывает меня с головы до ног. Впечатление такое, будто какой-то сумасшедший пожарный направил мне в физиономию тугую струю из брандспойта. Вода в глазах, в носу, во рту и, по моему, даже в ушах. Хорошо еще, что на мне гидрокостюм и непрокомаемая куртка! Ошалело откашливаясь и отплевываясь, выравниваю лодку, заметно потерявшую ход, и направляю ее в сторону берега.

    Должен заметить, что несмотря на подобный "сюрприз", в повороте аппарат ведет себя очень достойно и прогнозируемо, слегка накреняясь внутрь. По крайней мере, если не принимать во внимание холодный душ, даже на самых крутых виражах чувствуешь себя уверенно и безопасно. Есть, правда, одно "но" — держаться абсолютно не за что. Явно бы не помешал хотя бы один центральный подлокотник между сиденьями — общий и для водителя, и для пассажира. Кроме того, подобному аппарату обязательно нужен аварийный выключатель зажигания со шнуром, крепящимся к поясу водителя, ведь если сбросивший седока "вентилятор" двинется в неизвестность даже на холостом ходу, то вплавь его уже не догонишь.

    Информация об изображенииАэроглиссер на мелководье
    Аэроглиссер на мелководье
     
    Ну а заливание можно объяснить только неудачными носовыми обводами с излишне резким подъемом днища и слишком "вертикальными" скулами, врезающимися в воду при крене (это хорошо видно на снимках). Специалисты фирмы заверили нас, что и эта проблема со временем будет обязательно побеждена.

    Тем временем качу вдоль берега, понемногу приближаясь к нему. В очередной раз оторвавшись от экрана GPS, показатели скорости на котором стали вдруг расти сами собой, хотя газ я не прибавлял, испытываю нечто вроде шока. Вода-то подо мной есть? Впечатление такое, будто летишь прямо по песку! Глубины от силы сантиметров пять — отдельные камушки с кулак размером торчат над поверхностью воды, и те, которые не удается объехать, то и дело щелкают по днищу.

    Едва тушу в себе стремление сбросить газ — моментально "сяду", и всей остальной братии придется ехать по заливу на джипе мне на выручку. А скорость уже перевалила за 50! Видно, и правду говорят, что "эйрбот" лучше всего чувствует себя именно на мелководье, когда плоскодонный корпус скользит словно по тонкому слою несжимаемой водяной смазки, "опираясь" через него непосредственно на дно.

    Скоро становится чуть поглубже (сантиметров 20-30), а впереди вырастает сплошная стена камышей. Влетать в нее с хода особо не хочется, поэтому снимаю ногу с педали. Рев мотора стихает, но лодка, чуть приподняв нос, словно прибавляет ходу и еще метров 50 летит в режиме устойчивого глиссирования. Очевидно, если поэкспериментировать с углом тяги винта, наверняка обнаружатся дополнительные скоростные резервы — на ходу, как мне показалось, тяга высоко установленной силовой установки излишне нагружает нос.

    При движении по инерции "вентилятор" практически неуправляем — необходима тяга мотора. По счастью, несет меня прямиком в открывшийся прямо по носу узкий, метров пяти шириной, проход в тростниковых зарослях. Углубившись в него на пару длин корпуса и лишь слегка погасив скорость, решаю: будь что будет. Ручку от себя, газу до отказу. Взревев мотором, аппарат развернулся буквально на месте, даже не зацепив тростниковые заросли — корму занесло, как при развороте с пробуксовкой колес на автомобиле — и бодро понесся к выходу. Море эмоций! (Войдя во вкус, потом я долго развлекался выполнением этого маневра — и надо, и не надо).

    Информация об изображенииРабочий момент испытаний
    Рабочий момент испытаний
     
    Объезжая торчащий из воды здоровенный валун, на хорошем ходу вылетаю прямо на тростниковый островок. Отворачивать поздно. Хлоп! По лицу хлестнули сухие жесткие метелки, а на носовой палубе под ногами моментально выросла солидных размеров копенка. Оборачиваюсь назад — островка нет и в помине, сбрил, будто бритвой. (Вадим потом рассказал, что во время поездки в Штаты долго уговаривал местного водителя "эйрбота" пройти на полном ходу по камышам, и в итоге, когда вытряс из-под куртки всех угодивших туда жуков, понял, что такая езда — на большого любителя).

    Сквозь подобные заросли лучше двигаться не спеша — хотя бы из тех соображений, чтобы не наскочить на камень. Я без труда одолел метров сто густого тростника, оставляя за собой ровный "канал". Широкий приподнятый нос лодки стеной валил перед глазами высокие стебли — завораживающее зрелище! Над тростниковым "морем" торчали только моя голова и ограждение винта. При желании и здесь можно было развернуться буквально "на пятке", прибавив газку.

    Расположившийся слева пассажир ничего в поведении "вентилятора" не изменил — и приемистость, и скорость, и маневренность остались теми же, что и в одиночку. Но вот когда "под занавес" на борту оказались два пассажира и надувная лодочка, с которой велась фотосъемка, глиссер превратился в нечто подобное паровому буксиру. Подруливая к стоящему в воде джипу, я не сразу понял причин начавшейся там суматохи: экипаж его принялся поспешно захлопывать двери, задраивать окна и даже, по-моему, сделал попытку завести мотор. Куда это они собрались? А как же мы? Причина выяснилась буквально через несколько секунд, когда разведенная широким носом нашего аппарата волна от души шарахнула в борт джипа, как в причальную стенку.

    Информация об изображенииВид спереди на аэроглиссер
    Вид спереди на аэроглиссер
     
    На коротком подведении итогов у костра (сушиться пришлось всем без исключения) мы откровенно сообщили представителям фирмы о выявленных недостатках, хотя на довольных лицах присутствующих ясно читалось, что если бы не надвигающиеся сумерки, все с удовольствием поносились бы по камышам еще часок-другой.

    — Естественно, мы будем дорабатывать и этот экземпляр, — заявил вицепрезидент "ТехноСпортЦентра". — Но выяснились и некоторые "стратегические" моменты. В частности, по нашему мнению, 150 "лошадей" — это ни то, ни се. Чтобы двигаться по суше, этого мало, а для уверенной и быстрой езды по воде хватит и меньшей мощности. Можно сэкономить и вес, и расходы. Поэтому в ближайших планах фирмы создание более легкой и экономичной аэролодки под "жигулевский" мотор рабочим объемом 1.7 л.

    Ну а что касается "КиЯ", то в наших ближайших планах — зимние испытания "вентилятора". Интересно, как поедет он по снегу и льду? Команда "КиЯ" уже запасается теплой, непродуваемой и, главное, мягкой экипировкой.

    На чем ездят «за бугром»


    Информация об изображенииЗарубежные аэроглиссеры
    Зарубежные аэроглиссеры
     
    Как видно хотя бы из этих трех снимков, "эйрботы" бывают самые разные. И "аэроавтобус" вместимостью до 15 пассажиров, изображенный справа — еще далеко не предел (есть аппарат и на 30 седоков!) A всего в модельном ряду одной только американской фирмы "Panther Airboat Corporation" десятка полтора "вентиляторов" на любой вкус. Оборудуются они автомобильными моторами "General Motors" или же авиационными двигателями мощностью от 200 до 450 л.с.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Тест на тему «решительный ли вы моряк»
    Исходные данные для оценки скорости и путевого расхода топлива
    Радиосвязь на внутренних водных путях
    Ловля рыбы на реке Камчатке
    Поперечная блесна для зимней ловли
    Фигуры высшего пилотажа на аквабайке
    Испытания надувной РИБ мотолодки «Кальмар»
    Глиссирующий снегоход-амфибия с эластичным днищем «Юкон»
    Испытания катеров «Максим» и «Аргонавт» Воронежского самолетостроительного завода
    Двадцать часов с мотором «Selva-30»
    Повышение эффективности руля быстроходного судна
    Полезные мелочи: яхта, мотор, надувнушка, якорь, обувь, дори...
    Модернизация крылатого катера «Стрела»
    Технические вопросы по подвесным моторам «Ветерок»
    Обучение новичков управлению швертботом «Оптимист»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Испытания первого отечественного аэроглиссера

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Испытания надувной лодки РИБ «Танго-420»
    Испытания надувной лодки РИБ «Танго-360» с мотором 40 л.с.
    Испытания разборного парусного катамарана «Ветер»
    Тестирование GPS приемника «Гармин» GPS 12
    Испытания воронежских мотолодок «Воронеж-мини-2», «Кейс» и «Воронеж-М»
    Итоги эксплуатации крейсерского швертбота «Алекстар-25»
    Спуск и первое плавание новой яхты «Алекстар-25»
    Работа с парусами при стаксельном вооружении
    Рыбалка на Ладоге возле острова Сухо или окуневый рай
    Первый отечественный аэроглиссер в роли аэросаней
    Заделка концов стоячего такелажа
    Продукция фирмы «Хаммерайт» против ржавчины
    Гелькоуты фирмы Neste Chemicals
    Ремонт корпуса швертбота «Луч»
    Безопасность плавания пассажиров на катерах и мотолодках


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 33 + 32 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории